В Согдийской области более 3,5 тыс. человек получили лицензии на добычу золота после того, как правительство Таджикистана в 2019 году разрешило частным лицам добывать цветные и драгоценные металлы, а также драгоценные и полудрагоценные камни.
Добытые драгоценные металлы и камни старатели обязаны продать Государственному хранилищу ценностей при Минфине или промышленным предприятиям, которые имеют лицензию на переработку недр.
Житель Аштского района Отабек Усмонов второй год занимается добычей золота на берегу реки Зарафшан. Драгоценный металл здесь добывают открытым способом, т.е. копают землю и вручную моют ее в реке. Работа сезонная – старатели работают в основном весной и осенью. Ради нескольких крупиц, приходится промыть кубометры породы, однако это лучше, чем выехать на заработки в Россию, считает Отабек Усмонов. В прошлом он несколько лет кормил семью, работая в тяжелейших условиях в Сибири.
«Навыки работы у меня уже имеются. Я подготовил необходимые документы и получил разрешение. Здесь на берегу Зарафшана можно неплохо заработать. В России я в день получал до 2 тыс. рублей. Здесь за 7-8 часов можно добывать до 4 граммов золотой россыпи и заработать в среднем по 500 сомони в день (около 50 долларов). У нас зарплата у многих чиновников зарплата не выше 1500 сомони в месяц», говорит наш собеседник.
В администрации Согдийской области сообщили, что за последние полтора года более 3,5 тыс. человек получили лицензии Минфина Таджикистана на добычу цветных и драгоценных металлов, а также драгоценных и полудрагоценных камней. Лицензия стоит 80 сомони.
Рузи Холов более 40 лет занимается добычей золота на берегу реки Зарафшан. Со времен гражданской войны до начала 2020 года люди занимались этой работой нелегально. «Мы приходили сюда тайком, все время испытывали тревогу и страх. Каждый раз увидев незнакомого человек, все добытое золото бросали в реку, чтобы нас не арестовывали за незаконную добычу. Сейчас все работают по лицензии, сдают добытое золото и получают хорошие деньги. Нам платят даже больше, чем на черном рынке», говорит Рузи Холов.
Глава Согдийской области Раджаббой Ахмадзода на пресс-конференции в Худжанде отметил, что в прошлом году только в районе Горный Матча около 800 человек занимались частной добычей золота на берегах реки Зарафшан. Они добыли около 6 кг. драгметалла. По словам главы Согда, Минфин Таджикистана создал на местах специальные пункты приёма драгметалла, там частные старатели сдают добытое золото и сразу получают деньги.
Старателям разрешено использовать ручные инструменты и технику с двигателем мощностью не более 50 лошадиных сил, а также минипромывочные приборы мощностью не выше 5 кубометров в час. Использовать химические реагенты для очистки породы им запрещено.
Разрушенные в ходе добычи участки обладатели лицензии обязаны будут привести в состояние, «пригодное для дальнейшего использования».
Несмотря на то, что власти Таджикистана разрешили частную добычу цветных и драгоценных металлов, а также драгоценных и полудрагоценных камней, в стране по-прежнему продолжается их незаконная добыча и продажа.
В Таджикистане крупинки золота усыпаны вдоль рек Зарафшан, Пяндж, Кофарнихан, а также рек Горного Бадахшана.