Генсек Антикоррупционного делового совета (АДС) при президенте КР Нуруйпа Муканова прокомментировала инициативу министра экономики и финансов, по совместительству зампредседателя кабинета министров Акылбека Жапарова о наделении участковых полномочиями по расследованию экономических преступлений.
Как отмечается в заявлении, при принятии такого решения создается прецедент, когда возникают благоприятные возможности для коррупционных схем. В связи с чем в АДС призвали правительство «при принятии решений экономического характера действовать в рамках существующих полномочий МВД».
«Участковый должен заниматься исключительно обеспечением общественной безопасности у себя на участке и профилактикой совершения преступлений, а не контролировать субъектов предпринимательской деятельности», – добавили в АДС и напомнили, что «из-за высокой коррумпированности в отделах по борьбе с экономической преступностью и в целом негативного влияния на другие подразделения МВД функцию по взаимодействию с бизнес-структурами и расследование экономических преступлений в 2010 году передали Финансовой полиции».
При этом, констатирует Нуруйпа Муканова, недавно ликвидировали саму финполицию и Антикоррупционную службу [ГКНБ] — «из-за высокой коррумпированности этих служб». Поручения Акылбека Жапарова о создании межведомственной рабочей группы, которая должна подготовить документы для наделения участковых вышеуказанными полномочиями, по мнению генсека АДС, идут вразрез с недавно принятыми указами президента КР «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов» и «О дополнительных мерах по защите бизнеса». «Указанная рабочая группа была создана без участия бизнеса, хотя результат ее работы будет напрямую влиять на деятельность предпринимателей», – подчеркивается в обращении.
Напомним, 15 марта в правительстве сообщили, что принято решение о ликвидации Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями (финансовой полиции), отметив ненадлежащее исполнение службой своих функций. А в июне президент Садыр Жапаров ликвидировал Антикоррупционную службу ГКНБ. Вместо этого в стране появился Антикоррупционный деловой совет при президенте.
Идея об участковых озвучена спустя несколько месяцев после ликвидации этих структур, а также на фоне обещаний властей о сокращении проверок бизнеса.