Новости на Newstaraz.

«Перенятые у Запада ритуалы противоречат природе казахов»: Астанчанка возрождает забытые традиции

newstaraz.kz

Соавтор методики обучения казахскому языку «Тілдауа» Толеу Аймаганбетова запустила проект «Жөн-жоралғы», передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».

Представьте, вы — студент-«болашакер», учились несколько лет за рубежом и вернулись на Родину. По казахскому обычаю Туган жерге аунату вас, как человека, долго жившего вдали от родных мест, по возвращению обваляли в земле. В наше время вряд ли такое возможно. Зачастую просто накрывается стол, варится мясо и созываются родственники.

Казахи веками хранили и ревностно оберегали свои обычаи и традиции. Но время, технологический прогресс и тесная интеграция с различными культурами сделали свое дело — часть традиций была забыта, а то, что осталось ― приспособлено под современные реалии.

Единственное, что испокон веков осталось неизменным ― это казахское гостеприимство. Традиция приглашать гостей за богатый дастархан хорошо прижилась и в наше время.

Наши современники могут пренебречь обрядами и обычаями на празднике, но стол однозначно будет ломиться от яств.
6 марта в Астане запустили проект «Жөн-жоралғы» — это уникальные курсы, на которых учат правильно соблюдать казахские традиции и обычаи.

При этом организаторы отмечают, что мероприятия в национальном духе «приобретают все большую востребованность».
«А как иначе? Они выполняют воспитательные, коммуникативные и эстетические функции. Благодаря им, формируются устойчивые нравственные нормы поведения, нравственность во взаимоотношениях. Они наполнены жизнью, созидательны и устремлены в благополучное будущее», ― поясняют они.

Проект рассчитан на три месяца, в течение которых изучаются три темы: традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка, со вступлением в брак и с проводами человека в последний путь. То есть это три этапа жизни, которые казахи широко отмечают и сопровождают многочисленными церемониями ― к примеру, «қырқынан шығару» или «тұсау кесу», если это касается детских праздников, а также «сырға салу», «есік ашу» ― обряды, предшествующие свадьбе или завершающие ее.

Одним из авторов проекта выступила эксперт, соавтор методики обучения казахскому языку «Тілдауа» Толеу Аймаганбетова.
«Я обучаю казахскому языку по своей авторской методике, больше – индивидуально. И кто бы ни учился у меня, всех волнуют вопросы отправления тех или иных ритуальных церемоний. Это меня очень радует. Наконец-то, дети древнего, великого этноса развернулись к своим истокам. И я решила им в этом помогать, но не в прямом смысле – не провожу никаких обрядов.

Я консультирую, разъясняю, то есть пропагандирую», ― пояснила Толеу Коккозовна.

По ее словам, казахстанцы чаще всего спрашивают о детских обрядах и брачных церемониях — «кыз ұзату», «келін түсіру», «үйлену тойы», «құда күту». Также интересуются погребальными ритуалами.

«Конечно, незнание тонкостей и предназначения тех или иных традиций, к сожалению, приводит иногда к конфузным ситуациям. Много сейчас ритуалов, перенятых с Запада, которые абсолютно противоречат природе казахов, их менталитету. Поэтому я запустила проект «Казахский через изучение национальных обычаев и традиций «Жөн-жоралғы». Там я не только разъясняю обычаи, но также побуждаю слушателей к беседе, чтобы раскрепостить их для дальнейшего развития устной речи. Очень хороший метод, слушателям нравится и учиться, и общаться. Ничего, что на ломаном языке, но это практика и речевая среда, которых не достает», ― поясняет автор проекта.

В современном Казахстане сложно найти семью, в которой традиции живут в первозданном виде. В данном случае уместно применить фразу «кто во что горазд». В разных регионах Казахстана одну и ту же традицию могут интерпретировать по-разному.

«Обычаев у казахов великое множество. Многие потеряли свою актуальность, многие попросту забыты. Среди забытых есть традиции с огромным воспитательным потенциалом. К таким можно отнести «бәсіре» – подарок ребенку, который будет считаться его первой собственностью. «Байғазы» ― подарок-поощрение по случаю новой обновы, покупки или приобретения. Это казахи обязательно поощряли подарком-байғазы за труд, потраченный на добычу средств, за стремление к лучшему. Мне также нравится обычай «Тоқымқағар» – первая поездка малыша-мальчика на коне, тем самым его идентифицируют как будущего всадника-воина, добытчика, защитника Отечества. Со временем этот обряд приобрел новый оттенок. Во многих семьях через обычай «тоқымқағар» отмечают первый выход в «свет» малыша или малышки, т.е. за пределы родного дома. Есть у казахов очень добрый обычай «Есік көру». После шумного свадебного тоя родители девушки приглашают молодых к себе домой. Дастархан, накрытый по случаю «есік көру – открыть дверь, посетить», полностью посвящается новоиспеченному зятю. За этим дастарханом он знакомится с близкими родственниками молодой жены, устанавливаются новые родственные отношения со всеми правилами этикета и взаимоотношений», ― рассказала Толеу Аймаганбетова.

«Ни для кого не секрет тот факт, что нынче на одной лестничной площадке соседи живут годами и не общаются друг с другом. А если что-то случилось? Настигла беда? К кому ты побежишь? К соседу. Степная мораль прописывала мирное сосуществование с соседом. Бытовала поговорка, что, когда предстаешь пред Всевышним, в первую очередь с тебя спросят, «насколько ты был дружен с соседом?» И для знакомства и сближения соседей у казахов был обычай приглашать на «ерулік». То есть сосед-старожил приглашал нового, незнакомого соседа с семьей к себе в гости, чтобы в дальнейшем общаться друг с другом. Вот эти вышеперечисленные традиции и следовало бы возрождать», ― заключила автор проекта.

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »