Новости на Newstaraz.

Политолог Ашимбаев: О причинах перераспределения власти в Казахстане

newstaraz.kz

Иллюстративное изображение с сайта tracer.ru

Известный политолог Данияр Ашимбаев считает, что перераспределение власти в Казахстане интересует всех в аспекте модели преемственности, пишет Sputnik Казахстан.

В среду распоряжением президента Казахстана Нурсултана Назарбаева создана рабочая группа по перераспределению власти. Корреспондент Sputnik Казахстан поговорил с политологом Данияром Ашимбаевым о том, почему это решение могло понадобиться именно сейчас, и что, скорее всего, имеется под загадочным пока термином.

— Ранее президент говорил, даже в контексте некоего перераспределения, что Казахстан останется страной с президентской формой правления. Означает ли это, что сейчас речь идет о перераспределении власти только между правительством и парламентом?

— Если анализировать структуру госуправления Казахстана, есть достаточно много функций, которые могут отнесены как к компетенции президентской ветви власти, так и правительства, относиться к уровню ведомственному и межведомственному. Многие департаменты, комитеты и агентства «гуляют» между ведомствами все эти годы.

Атомная энергия может относиться и к науке, и к энергетике, молодежная политика и к образованию, и к культуре, и к информации. Что-то уходило в администрацию, что-то возвращалось обратно. Допустим, финпол был в ведении налогового комитета, потом в ведении министерства госдоходов, министерства финансов, потом стало агентством, подчиненным правительству, потом агентством, подчиненным президенту, потом министерством, потом снова агентством, сейчас это бюро… и так далее.

Огромная масса функций может существовать в ведении и президентской власти, и в ведении правительства… Ревизионные комиссии маслихатов, которые когда-то должны были обеспечивать контроль со стороны местных представительных органов, оказались подчинены Счетному комитету.

Массу функций можно передавать друг другу, просто сохраняя за президентом общий политический контроль. У нас, в принципе, произошла большая концентрация полномочий у президента. Понятно, что это все делалось для обеспечения стабильности системы госуправления. Но мы видим, что на определенных уровнях функционал оказался практически оголенным: ответственность есть, а полномочий нет.

Похожие статьи

Часто привожу в пример: эффективность работы акиматов оценивается по уровню безработицы, по уровню инфляции, по состоянию здоровья населения, по качеству студенческого контингента, по собираемости налогов, по уровню борьбы с коррупцией. Тем не менее, две трети полномочий в этих сферах к ведению акимата не относятся. Их исполняют соответствующие территориальные органы, подчиненные министерствам. Но, допустим, скандал в каком-то вузе – ругают акимат, низкая собираемость налогов – ругают акимат, а технически эти вопросы не к его ведению относятся.

Технически при перераспределении полномочий внутри исполнительной власти или между исполнительной и законодательной властями, оно не будет ни шагом вперед, ни шагом назад. Это текущая эволюция госаппарата.

— Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость перераспределения власти – это может быть связано с оценкой эффективности работы министерств и региональных акиматов?

— По сути, можно провести огромное перераспределение полномочий. Но это будет возврат к одной из форм, которые уже были. Вопрос о перераспределении полномочий всех волнует только в одном контексте: будет ли создаваться модель, обеспечивающая преемственность власти в стране? Но понятно, что президент не пойдет на избрание себя парламентом, поскольку понимает: его рейтинг огромен и обеспечивает ему гигантскую политическую легитимность, с которой должны считаться игроки, которые хотели бы изменить власть в стране.

Главный вопрос, который должен решаться в ходе реформы: обеспечение внутреннего контроля с целью повышения эффективности госаппарата. Огромное количество предприятий – например, предприятия квазигосударственного сектора – находятся вне контроля того же Счетного комитета и внутреннего аудита минфина. По многим госпрограммам мониторинг не проводится. И если реформа будет направлена на повышение контроля со стороны маслихатов и парламента за деятельностью акиматов и правительства, по расширению функций государственного контроля над квазигосударственным сектором, то это будет большим плюсом. Все остальное можно назвать техническими вопросами.

— Почему именно сейчас поднимается этот вопрос? Что изменилось в повестке дня? Может быть, это реакция на некую экономическую ситуацию в стране?

— Вполне понятно – да. Бюджетные поступления сокращаются, экспорт тех сверхприбылей, кормовая база власти сокращается. Некоторое повышение контроля расходов и контроля эффективности становятся задачей первоочередной.

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »