Предварительный диагноз — «Пищевая токсикоинфекция, ботулизм».
Светлана Айтимова: Никто не может назвать причину смерти моей дочери Акмарал Тангуловой
Журналистам газеты «Лады» удалось встретиться с мамой 15-летней Акмарал Тангуловой. Девушка умерла 15 октября. Предварительный диагноз — «Пищевая токсикоинфекция, ботулизм».
Салтанат Жармаева заявляла, что, согласно предварительному эпидемиологическому исследованию, причиной отравления стало неправильное хранение консервированного продукта в открытом виде. Как выяснилось, мать девочки приготовила рассольник с огурцами-корнишонами, длительное хранение которых могло стать причиной токсикоинфекции.
Мама погибшей Акмарал Тангуловой Светлана Айтимова рассказала подробности того рокового дня.
— Утром 14 октября Акмарал принимала участие в областном турнире по шахматам. Перед уходом она выпила только чашку чая, сказала, что купит пирожок в школе и перекусит там. В час дня я пришла на обед, ее еще не было дома. Мы с мужем поели рассольник, который я сварила утром. Мы уже собирались уходить на работу, и в это время зашла Акмарал. Она рассказала, что выиграла две партии и одну сыграла вничью, была немного расстроенная. Я ее успокоила, сказала, что ничего страшного, все еще впереди у нее, выиграет. Муж ей сказал: «Поешь, не ходи голодной». В семь часов вечера я пришла с работы. Она была нормальная, бодренькая. Вечером она от ужина отказалась, сказала что в обед поела суп. В тот день Акмарал очень рано легла спать, хотела выспаться перед следующим туром областных соревнований по шахматам, — рассказала Светлана Айтимова.
Мать девочки говорит, что Акмарал почувствовала себя плохо в двенадцать часов ночи, проснулась от тошноты, у нее началась рвота.
— У нее был панкреатит, я подумала, что добавила в суп много томата. Заварила зеленый чай, она его выпила, сказала, что ее знобит и попросила все-таки вызвать Скорую помощь. Она мне еще сказала, что врачи приедут, быстренько сделают противорвотный укол, и она сможет завтра пойти на соревнования. В первый раз карета Скорой помощи приехала за пятнадцать минут. Врач сделала ей противорвотный укол и еще один укол Но-шпы. После этого дочка уснула. В четыре утра Акмарал опять стало плохо, ее тошнило и рвало. Муж стал звонить в 103, но там отказали к нам высылать машину Скорой помощи. Сказали только, что у нее панкреатит, и нужно завтра утром идти на прием к своему участковому врачу. Уснуть Акмарал смогла под утро. Я проснулась в семь часов утра и заглянула к ней в комнату. Смотрю, она спит. Я не стала ее будить, подумала: она устала, бедненькая, и дала ей еще немного поспать. В 9:30 утра у нее зазвенел будильник. Я подумала: ну, значит все-таки хочет пойти на турнир и решила ее разбудить, но не смогла. У нее уже были холодные руки и синие губы. Я начала кричать мужу, чтобы он быстрее вызывал Скорую — Акмарал умирает. Он начал делать ей искусственное дыхание, мы вызвали Скорую. Скорая приехала только через полчаса. Врач сказала, что наша Акмарал умерла примерно в семь утра, — говорит Светлана Айтимова.
По словам Светланы Айтимовой, как только врачи сообщили, что Акмарал умерла, плохо стало сыну и мужу,
у них понизилось давление.
— Я благодарна врачу Скорой помощи, она обратила внимание, что моему сыну стало плохо, у него упало давление. Они его сразу забрали и увезли в больницу. Муж от страха тоже стал кричать, что я сварила отравленный рассольник и решила их отравить. Как я могла отравить, утром суп сварила, и в тот же день съели. В супе было говяжье мясо, картошка, перловка и соленые огурцы. Во-первых, это были не корнишоны, а обычные соленые огурцы фирмы «Голд Продукт» (казахстанский производитель). Банка на вид была нормальная, крышка была невздутая. Я сама этот суп ела. СЭС все изъяли, результаты не выдают. Теперь сын мне говорит, что я сварила отравленный обед, — переживает женщина.
Светлана не винит врачей. Она сомневается в диагнозе.
— Укол только Акмарал сделали, вот теперь ее нет с нами. Я не хочу сказать, что виноваты врачи, и что они что-то не то вкололи. Но, возможно, у нее от укола пошла какая-то реакция, или укол был некачественный. На руки я получила свидетельство о смерти, в котором была написана причина смерти — токсическое действие ядовитых веществ, содержащихся в съеденных пищевых продуктах. Каких — не уточняется. Как это может быть, что получается — я свою дочь отравила ядом? Судмедэксперт сказал, что им нужно время для проверки на все яды. Неужели они думают, что я своему ребенку цианистый кальций подсыпала. Акмарал с рождения практически ничем не болела, даже гриппом. Сына выписали 27 октября, все анализы отрицательные, бак-анализы чистые, не нашли у него ни ботулизма, ни сальмонеллез. Почему врачи не стали рассматривать другие диагнозы, а только отравление. В выписном листе у сына тоже написали «пищевое отравление неуточненное». Как это может быть, если все анализы пришли отрицательные, а они все равно пишут «отравление», — говорит мать девушки.
Женщина сетует, что ей никто ничего не может объяснить.
— Везде передо мной закрывают двери. Получается, у сына тоже не было отравления. У меня много вопросов, на которые я не могу получить ответы. Почему Скорая не приехала второй раз, почему не сделали промывание желудка? Почему и.о. заместителя руководителя управления здравоохранения Мангистауской области Салтанат Жармаева утаила информацию, что я вызывала Скорую? С чего она взяла, что продукты неправильно хранили? Никто не может назвать причину смерти. Зачем тогда они вообще делали вскрытие, если они не могут назвать и определить причину смерти, — сказала Светлана Айтимова.
Мы обратились за консультацией к врачу-танатологу, который отметил, что комментировать причину смерти судебно-медицинский эксперт не имеет права, это следственная тайна.
— В любом случае, судебно-медицинский эксперт, когда пишет заключение, ссылается на результаты проведенных лабораторных анализов. С потолка причину судмедэксперт не берет, — отметил врач-танатолог.
Директор Актауской станции скорой и неотложной помощи Болат Тайшибаев рассказал, что, действительно, 15 октября родители погибшей девочки два раза вызывали Скорую помощь. На второй вызов бригада не поехала.
— Первый вызов поступил примерно в 12 часов ночи, наша врач ездила к девочке, сделала два укола и поставила предварительный диагноз «Обострение хронического панкреатита». Второй вызов поступил примерно в 4 утра. Диспетчер увидела, что ранее к ним врач выезжала, и уже стоит диагноз, поэтому предложила им позвонить и проконсультироваться с лечащим врачом, какие таблетки можно дать ребенку при обострении панкреатита. Да, мы считаем, что с нашей стороны была допущена ошибка, и сейчас идет служебное расследование, — сказал Болат Тайшибаев.
Специалисты департамента по защите прав потребителей Мангистауской области все еще проводят дополнительные исследования для установления более точного диагноза. Его обещают обнародовать через месяц.
По словам Светланы Айтимовой, Акмарал Тангулова очень любила играть в шахматы. Она — неоднократный призер городских и областных турниров. Акмарал училась в школе №12 в 10 «А» классе, похоронили ее 18 октября.