Новости на Newstaraz.

Профессор: Все лидеры деструктивных культов — патологические мошенники

newstaraz.kz

Для них религиозные идеи служат лишь ширмой, за которой прячется жажда власти и материальной наживы.
Деструктивные течения опасны для человека многоуровневым обманом и психологическим насилием. Все лидеры псевдорелигиозных организаций и культов являются патологическими мошенниками и получают непосредственную экономическую выгоду от своих последователей, заявила в интервью Zakon.kz  доктор философских наук, профессор КазНУ имени аль-Фараби Карлыгаш Борбасова.

— Карлыгаш Молдагалиевна, сейчас много говорят о деструктивных псевдорелигиозных организациях. Откуда они появились на постсоветском пространстве, ведь в бытность СССР их практически не было.

— Интенсивное и массовое распространение псевдорелигиозных движений, оккультных школ, религиозных образований нетрадиционной направленности, вероучение которых, чаще всего, имеют асоциальную основу, появилось в СНГ в 90-е годы. Ученые считают, что одним из основных факторов данного явления следует признать то, что после семидесяти лет правления атеистической идеологии общество в значительной своей части духовно дезориентировано и находится в плену у самых примитивных верований и суеверий. Во времена советской власти преследовались любые религиозные проявления, ее место занимала коммунистическая идеология, в результате большинство народа оказалось религиозно безграмотным. У многих накопилась естественная жажда духовности и потребность в религии, и в условиях отсутствия религиозных традиций, люди нередко обращались в поисках веры к совершенно неизвестным верованиям и религиозным образованиям.

С началом перестройки последовал период экономической депрессии в обществе, резко снизивший уровень материальных и социальных возможностей многих казахстанцев. Этот процесс вызвал потерю чувства себя, затруднение в приспособлении к собственной роли в изменившемся окружающем мире. Люди остро ощутили пустоту жизни, потребность в духовной пище. Средства массовой информации публиковали разные материалы, связанные с духовной жизнью людей. И была одна позиция, что любая духовность является благом, и что любая дорога ведет к Богу. Общественное мнение с готовностью признало, что всякая религия является положительным феноменом, и что никто не смеет препятствовать праву гражданина исповедовать любую из них и стать членом любой религиозной организации.

— Все это и явилось подпиткой для появления религиозных деструктивных течений?

— Верно, все это явилось питательной средой и благодатной почвой для зарождения, распространения и развития религиозных формирований, практическая деятельность которых носит деструктивный характер. В этот период в Казахстан с Запада хлынул поток разнообразных религиозных учений, распространение которых не контролировалось. Новые религиозные движения успешно занимались миссионерской деятельностью до 2011 года.

Определенное время практически не формировалась оценка сущности и роли религии, что религиозность может быть не только положительной, но и отрицательной, что в мире существует громадное количество опасных религиозных образований и что многие из них могут быть глубоко деструктивными по существу.

Применительно к подобным религиозным группам в литературе и СМИ зачастую используется термин «секта», хотя это, по существу, в корне неверное определение. «Секта» (лат. secta — образ жизни, учение, направление, школа, шайка) имеет две возможные этимологии: либо от sectare — отсекать, разделять, либо от sequi — следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении. По существу, сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений) каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами, постепенно превращаясь в традиционные религиозные движения.

Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами — АУМ Синрике, Белое Братство, Дети Бога, Народный храм, Аль-Каида, Хизб-ут-Тахрир и другие, или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума, например, Церковь сатаны и так далее. То есть религиозных объединений деструктивного характера, в которых царят жесткие тоталитарные порядки. Поэтому более приемлемым будет использование введенных в последние десятилетия в западных странах новых терминов – тоталитарные секты или деструктивные культы.

— Что такое деструктивное религиозное объединение?

— Это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному духовному, психическому и физическому состоянию личности, осуществляющая призывы к насилию, вседозволенности, к разжиганию межрелигиозной и межнациональной розни, побуждающая к отказу от исполнения гражданского долга, семейных обязанностей, норм общественного порядка, нравственности и морали. Вот что такое деструктивная организация.

Вместе с тем, “тоталитарная секта” представляется понятием более широким, чем “деструктивный культ”, так как охватывает не только религиозные группы и подразумевает определенные социально-психологические и организационные характеристики отношений в любой сфере жизнедеятельности. Общими свойствами тоталитарных сект являются, во-первых, претензии на истину в последней инстанции, требования полной свободы распространения своей «духовности» на нашей территории, агрессивная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно-пренебрежительное отношение к традиционным религиям. И не только к ним, но и к национально-духовным ценностям. Это одна из причин, почему тоталитарные секты называют деструктивными.

Во-вторых, внешняя благопристойность: все культовые новообразования провозглашают только самые добрые цели, имеют завлекательные названия.

В-третьих, эзотеричность — сокрытие истинных целей и последствий своей деятельности. В-четвёртых, целенаправленное искажение священных текстов с их подгонкой под свои догмы. В-пятых, использование методов «психотехнологии» и жесткая изоляция своих адептов от доступа иной информации. Затем активный прозелитизм как неотъемлемая обязанность учеников вовлекать в секту новых членов.

Похожие статьи

И, наконец, общим свойством культовых новообразований является меркантильный, и даже политический интерес элиты секты, стремление иметь своих агентов во властных структурах. При всём этом, ни одна из сект не несёт каких-либо нравственных ценностей, которые не были ранее известны; отличия между сектами в основном в культивировании поклонения собственным богам, в ритуалистике (что можно или нельзя есть, с кем и как вступать в брак), а также в обозначении дня «конца света», связей с «высшим разумом», возможностей «жизни после смерти» и т.п.

— Что является критерием принадлежности группы к тоталитарным сектам?

— Таких критериев, признаков множество. Например, гуруизм – абсолютная власть обожествленных лидеров и их приближенных. Построение по принципу пирамиды и особая жесткая дисциплина и организация. Обман или сокрытие части важной информации об организации при вербовке новых членов. Наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения. Эксплуатация членов. Нравственным считается то, что полезно секте. Использование особых психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания своих членов.

К психологическим методикам по реформированию мышления и контролированию сознания, в частности, относятся внушение абсолютно негативной оценки прошлой жизни адепта; обрыв информационных связей завербованного в секту с внешним миром; интенсивная и постоянная индоктринация (обязательное штудирование печатных пособий секты или, когда это невозможно, просмотр и непрерывное прослушивание проповедей в записи; разрыв родственных и дружественных связей; формирование черно-белой («друзья-враги») парадигмы мышления; групповое давление; использование психологических методов эмоционального контроля; внушение недоверия к рациональному мышлению; использование приемов «остановки мышления», например, посредством повторения мантр; использование гипноза, самогипноза и психотехник, ведущих к состоянию транса, например, интенсивных медитаций. А также контроль языка через введение нового словаря и/или изменение значения общеупотребительных слов; введение ограничений в питании и сне; контроль межполового общения от полного его запрета или назначения супруга до предписания извращений и проституции; -внушение чувства вины перед организацией и фобии выхода из секты.

— Так что делает культовые организации, течения, группы опасными и разрушительными для личности?

— Деструктивной, то есть опасной и разрушительной для личности, группу делают не заявляемые ею открыто религиозные, политические или «психотерапевтические» концепции, хотя и в них можно найти немало опасных элементов, а многоуровневый обман и психологическое насилие.

Преступный характер деструктивных культов хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу такими страшными событиями, как массовая гибель их членов. Тому в истории человечества много примеров. Несмотря на различия в «учениях» и образе жизни, все тоталитарные организации имеют общие признаки своей деятельности. К ним относятся претензии на исключительную мудрость, божественность, требование беспрекословного согласия с властью лидеров и полная подчиненность им. Эта подчиненность необходима даже и в том случае, если лидер значительно меняет доктрину секты или ведет аморальный образ жизни.

У культистов формируется тоталитарное мировоззрение, что приводит к преобладанию групповых интересов над личными и развитию синдрома «мы/они», разделяющего мир на два враждебных лагеря: «мы» (культисты) и все остальные люди, не принадлежащие к данному культу. Групповая воля оказывается выше воли индивидуальной, внушается чувство элитарности, культ — хороший, мир вне культа — плохой, спасения в нем нет, а значит, и нет пути назад.

Для всех культов характерна вера в то, что их верование представляет абсолютную истину. Поддерживается клевета на критическое мышление, рациональную и умственную деятельность как на нечто чуждое или пагубное. Для многих культов характерным является разрыв с семьей друзьями, прошлыми интересами, работой, учебой. Все мысли и влечения концентрируются на жизни и общих интересах культа.

— Итак, подытожим нашу беседу: в чем конкретно кроется опасность деструктивных культов и псевдорелигиозных организаций?

— Их опасность заключается в том, что последствия воздействия на личность, группу людей являются зачастую необратимыми. Человеку может быть нанесен существенный вред физическому и психическому здоровью, вследствие чего развиваются различные заболевания, происходит разрушение нравственного облика человека, традиционных ценностей и идеалов.

Кроме того, человеку наносится материальный ущерб, поскольку деятельность псевдорелигиозных организаций связана с получением, прежде всего, материальной выгоды от ее членов (продажа квартир, иного имущества, вложение средств в развитие организации). То есть происходит завладение сознанием человека с целью завладения его имуществом и денежными средствами.

Все лидеры псевдорелигиозных организаций и культов являются патологическими мошенниками и получают непосредственную экономическую выгоду от своих последователей. Для них религиозные идеи фактически служат лишь ширмой, прикрытием, за которыми прячется жажда власти и материальной наживы.

Торгын Нурсеитова

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »