«Шаманские пляски» вокруг доллара
Чего ждать казахстанцам от курса доллара и цен на нефть?
Итак, время «икс» наступило! Казахстанцы затаили дыхание и ждут, что же будет происходить с курсом доллара. Именно в связи со стоимостью американской валюты люди воспринимали день парламентских выборов как некий переломный рубеж. Сам процесс голосования уже давно не воспринимается частью электората как реальное участие в судьбе страны. Все знают, кто победит, многие догадываются – почему, и лишь единицы считают это своим личным делом. А вот то, что творится с деньгами заокеанского государства, наоборот, интересует многих. Такой вот парадокс.
Последний месяц доллар вел себя более или менее стабильно, снизившись с 355,45 тенге 20 февраля до 345,73 тенге 20 марта. Это официальный курс. В обменных пунктах цифры, конечно, немного другие. В Астане значение продажи в разных точках колеблется от 347 до 349,5, средний показатель – 347,75. У владельцев алматинских обменников то ли совести больше, то ли клиентов меньше, но курсы там ниже – от 346,5 до 349 со средней отметкой на уровне 347,31.
Председатель Национального банка Казахстана Данияр Акишев уже много раз говорил, что государство не вмешивается в процесс формирования курса доллара. Дескать, он полностью рыночный и объективный. Сегодня, кстати, снова об этом сказал. Но проблема в том, что постсоветский человек в хорошие новости не верит в принципе. Поэтому разговоры на тему «скорее всего, Нацбанку приказали сдерживать доллар до выборов» продолжаются на кухнях и в соцсетях.
Среди массы гипотез и предположений реальный интерес вызывают только высказывания экспертов. В частности директор компании «BRB Invest» Галим Хусаинов в интервью корреспонденту Today.kz выразил сдержанный оптимизм по поводу дальнейшей ситуации на валютном рынке.
«У нас курс тенге находится в свободном плавании, поэтому нет никакой зависимости от выборов. Если вы заметили, рубль вчера сильно укрепился, а тенге пока не укрепился. Я думаю после выборов даже, наоборот, национальная валюта может укрепиться. Предпосылки для этого все есть. На уходящей неделе достаточно сильно выросли цены на нефть. Марка Brent обновила трехмесячный максимум, поднявшись на 2,73 процента, до 42,52 долларов за баррель».
Тем не менее другой эксперт — Олжас Худайбергенов — на своей странице в соцсети выразил сомнение в полном уходе финрегулятора с валютного рынка.
«Предполагаю, что официально цифры интервенций (пусть даже покупок) занижаются, мол, участие Нацбанк в торгах минимально (ибо свободное плавание!), хотя на самом деле Нацбанк участвует, как и прежде — если надо, он продает валюту, если надо, он покупает валюту, причем столько, сколько нужно. В целом сейчас курс тенге зависит от цены нефти – причем, когда цена растет, то зависимость меньше, а когда падает — больше», – написал Худайбергенов.
Он традиционно привязывает доллар к стоимости нефти, которую мало кто берется прогнозировать. Хотя и этот показатель почти непрерывно радовал нас последний месяц, поднявшись с 33 до 42 доллара за баррель углеводородного сырья марки Brent. Что будет далее – зависит от разных факторов. Но многие эксперты в разных странах уже не раз предрекали рост цен на «черное золото». Согласно одной из версий, в июле они дотянутся до уровня 70 долларов за баррель. Но Олжас Худайбергенов также допускает, что на курс может повлиять неожиданный фактор — поведение казахстанцев.
«С точки зрения внутренних обстоятельств может сыграть «самоисполняющийся сценарий», когда все ждут падения курса после выборов, дружно побегут за долларами и сами же вызовут его падение, а цена нефти все это время будет стоять и с удивлением наблюдать за курсом тенге. Также может сыграть фактор отложенного увольнения – насколько я понимаю, политически сознательные руководители компаний решили отложить свои планы по сокращению персонала на апрель-май, и там уже посмотрим, насколько все это повлияет на курс тенге», — предположил аналитик.
Собственно к формуле «поживем-увидим» сводятся почти все прогнозы. Финансист Жарас Ахметов также считает, что укрепление тенге было вызвано объективными факторами. Он напоминает, что в феврале были большие налоговые платежи за четвертый квартал, в том числе со стороны экспортеров, которые продавали валюту.
«Во-вторых, поднялась цена на нефть. Если она не изменится к худшему, то после выборов ослабления тенге ожидать не стоит, — предположил директор компании «Oil Gas Project». — Укрепление тенге плохо отразится на экспортерах. С другой стороны, поддерживать курс на нынешнем уровне — увеличивать денежную массу. А как это отразится на инфляции? Толком никто не знает. Поэтому предугадать, на что решаться, не берусь».
Впрочем, если выбирать между инфляцией и резким скачком курса, то, думаю, большинство предпочтет плавную инфляцию. Ведь когда доллар сильно дорожает, практически на всех ценниках цифры начинают расти. И сдерживать их только начальственными окриками получается плохо. И вот еще что интересно — один пенсионер с грустью заметил: «Когда курс доллара вырос, цены выросли. Курс потом снизился, но ни один гад цены не снизил. Значит, дело не в долларах, а в гадах».
Автор статьи:Каиржан Смагулов