Снижение курса тенге до текущего уровня способствует исключению доллара из взаимной торговли между Казахстаном и Россией
Новый курс тенге способствует дедолларизации торговли с Россией — эксперт
Снижение курса тенге до текущего уровня способствует исключению доллара из взаимной торговли между Казахстаном и Россией. Такое мнение в интервью Tengrinews.kz выразил экономист Михаил Хазин. По его словам, дедолларизация торговых отношений является естественным процессом.
Он пояснил, что ранее этому процессу мешал завышенный курс тенге по отношению к рублю. «Это довольно естественная операция. Ее нельзя было делать до тех пор, пока в России снижение курса валюты прошло, а в Казахстане еще нет. А сейчас, когда валюты выровнялись по курсу, вполне можно. Поскольку в России используются рубли, а в Казахстане — тенге, то почему бы российским компаниям не продавать в РК за тенге, а казахстанским — за рубли в РФ?» — говорит эксперт.
По его данным, сейчас без доллара торгуют в основном небольшие фирмы. Крупные контракты по-прежнему номинированы в американской валюте, но эта ситуация может измениться, считает Хазин. По его мнению, отказ от доллара снизит издержки обоих экономик. «Мы должны строить свою внутреннюю систему разделения труда и создавать свою собственную внутреннюю систему цен. Если мы откажемся от привязки к доллару, то у нас будет меняться ценовая структура. Вначале чуть-чуть, а потом все сильнее и сильнее, с учетом внутреннего спроса и внутреннего производства, и это, безусловно, позитивный процесс, поскольку это будет снижать издержки внутренней экономической системы», — говорит он.
В свою очередь, старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб заявил, что рост национальных валют в расчетах мог иметь место в первой половине 2014 года. Но рост волатильности, начавшийся со второй половины 2015 года, скорее всего, привел к увеличению доли расчетов в твердых валютах. «Государствами-участниками ЕАЭС продекларирована цель увеличения доли национальных валют в расчетах, но этой цели сложно добиться, пока такая высокая волатильность сохраняется на рынках. Желаемого можно достичь только после стабилизации национальных валют и отказа от умышленных или неумышленных «валютных войн», — говорит он.
Эксперт отметил, что валютная структура расчетов между двумя странами сейчас недостаточно прозрачна, но примерно может быть похожа на валютную структуру торговли в рамках Таможенного союза. «По данным Евразийской экономической комиссии, в 2013 году она выглядела так: 50 процентов в российских рублях, 40 — в долларах, 8-9 — в евро, и около 1 процента приходилось на другие национальные валюты», — пояснил он. При этом, специалист отметил, что доля расчетов в тенге между РК и РФ, скорее всего, сейчас не превышает 1-2 процентов. Россия, по его мнению, со своей стороны заинтересована скорее в увеличении доли в расчетах рубля, нежели тенге.
Ранее глава Нацбанка Казахстана Данияр Акишев сообщал, что сейчас уже достигнут паритет тенге к российскому рублю. «Текущий уровень обменного курса соответствует сложившимся в настоящее время внешним факторам, той цене на нефть, которая есть сейчас, курсу российского рубля, ситуации в российской и китайской экономике», — говорил он.