Таджикская оппозиция отреагировала на информацию о задержании своих сторонников
14 членов террористических и экстремистских организаций задержаны сотрудниками милиции только в Душанбе за первые три месяца этого года. Сообщается, что это в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Среди арестованных, как утверждает МВД Таджикистана, есть и члены запрещенных в стране Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и «Группы 24». Оппоненты властей называют обнародованную информацию «безосновательной».
О задержании 14 членов террористических и экстремистских организаций в столице сообщил глава УМВД по г. Душанбе Баротали Хамидзода. В опубликованной в официальном издании МВД Таджикистана статье глава душанбинской милиции пишет, что сотрудниками правоохранительных органов за первые три месяца этого года был выявлен 31 член террористических и экстремистских организаций: 5 боевиков группировки «Исламское государство» (ИГ), 2 члена религиозного течения «Салафия», 10 членов «Группы 24»», 12 членов ПИВТ, 2 члена группировки «Джамаат Ансоруллах»».
Однако, как отмечает Баротали Хамидзода, были арестованы только 14 членов террористических и экстремистских организаций. Почему 17 остальных подозреваемых остались на свободы, автор статьи не сообщает. Глава УМД по г. Душанбе пишет, что члены запрещенных в стране организаций были задержаны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Представители запрещенных в Таджикистане организаций считают, что цель опубликованной Хамидзода информации — посеять страх и сомнения в обществе.
«Милицейские чиновники распространяют подобную информацию для того, чтобы получить премии и очередные звания, а также для того, чтобы посеять страх среди граждан, мол, любому человеку за сотрудничество с оппозиционерами грозит тюремное заключение», сказал в беседе с Радио Озоди 13 июня Мухаммадсобири Абдукаххор, пресс-секретарь «Группы 24».
Имена задержанных «членов террористических и экстремистских организаций» власти не обнародовали. В апреле этого года Шохида Мамаджонова, мать проживающего в Германии блогера и критика властей Шерзода Мамаджонова (известного как Абдурахмон 09), судом района Исмоили Сомони города Душанбе была приговорена к 6 годам колонии. Критики таджикских властей заявляли, что Шохида Мамаджонова наказана за критику ее сыном блогером Шерзодом Мамаджоновым действия правительства в отношении хиджаба.
Осенью 2014 году «Группа 24» была признана Верховным судом Таджикистана экстремистской и запрещена на территории Таджикистана. Эта оппозиционная группа была образована в России в 2012 году Умарали Кувватовым и Шарофиддином Гадоевым. Десятки сторонников «Группы 24» были задержаны по запросу властей Таджикистана за рубежом, в том числе в России, Беларуси, Турции.
Бободжон Каюмов, официальный представитель ПИВТ назвал опубликованную главой УМВД по г. Душанбе информацию продолжением кампании по дискредитации оппозиции.
«У ПИВТ в Таджикистане было 40 тыс. сторонников. Власти превратили их в настоящих заложников – оказывают на них давление и задерживают по любому поводу. Так, к примеру, поступили с родственниками Саида Абдуллои Нури, которые не занимались политической деятельностью», добавил Каюмов.
ПИВТ до 2015 года была основной оппозиционной силой в Таджикистане. В 2015 году власти Таджикистана обвинили руководство партии в причастности к попытке военного мятежа бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода. Верховный суд Таджикистана объявил ПИВТ террористической организацией. Руководство ПИВТ категорически отвергает все обвинения в причастности к мятежу.
В Таджикистане запрещена деятельность 19 организаций. Список разделен на экстремистские и террористические организации. Решением Верховного Суда Таджикистана 30 марта 2006 года была запрещена деятельность сразу нескольких организаций: «Братья-мусульмане», «Джамаат-и-Ислами», «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана», «Лашкар-и-Тайба», «Исламское движение Узбекистана», «Аль-Каида», «Джамият-е-Таблиги» и «Таблиги Джамаат». В последующие годы в этом списке появились новые партии и движения, в том числе, ПИВТ, «Группа 24», Национальный альянс Таджикистана, религиозное течение «Салафия». Руководители некоторых политических организаций категорически отвергают причастность к терроризму и экстремизму, и считают решение таджикских властей попыткой убрать оппонентов с политической сцены.
newstaraz.kz