Таджикские животноводы обеспокоены опустыниванием пастбищ
Аброриддин Хайдаров, таджикский пастух
Таджикские животноводы обеспокоены монополизацией пастбищ со стороны определённой группы лиц и засухой, которая приводит к малотравью.
Каждое утро Аброриддин Хайдаров выводит на пастбище скот жителей селения Аскалон Яванского района. Он уже пять лет как работает пастухом, присматривая за домашним скотом своих односельчан. В этом году у него есть повод для беспокойства, осадков выпало мало, на пастбищах травы нет и животным не хватает кормов и видно, что они все худые.
«Травы очень мало и скотина не наедается до вечера. Возвращаюсь вечером в кишлак, люди недовольны. А мне что делать, травы нет, солнце припекает, очень жарко», — говорит Хайдаров.
Все происходящее – сокращение количества осадков, безтравье и истощение пастбищ Хайдаров называет «делом божьим». Но эксперты говорят, что такая ситуация в животноводстве во многом является результатом деятельности человека, и увеличение выбросов парниковых газов вызывает глобальное потепление.
Шарифджон Рахимов, специалист Академии сельскохозяйственных наук, говорит, что глобальное потепление действительно отрицательно сказывается на продуктивности пастбищ: «Мы сейчас уже должны подумать об орошении пастбищ. Этот вопрос необходимо решить на государственном уровне».
По мнению экспертов, засуха, бесплодие и опустынивание пастбищ в Таджикистане — не единственные последствия глобального потепления. Нахождение пастбищ в руках у одной группы состоятельных лиц и увеличение поголовья мелкого и крупного рогатого скота в Таджикистане также являются одними из причин сокращения пастбищ.
По данным Министерства сельского хозяйства, 93 процента домашнего скота и 82 процента мелкого рогатого скота принадлежат населению, однако 70 процентов пастбищ в Таджикистане находятся в собственности фермерских хозяйств.
Этот вопрос недавно вызвал жаркие дебаты в парламенте. Саиджафар Исмонзода, член парламента и лидер Демократической партии Таджикистана, заявил тогда, что пастбища в Таджикистане монополизированы. «В некоторых районах, где численность населения достигает до 200 тысяч человек, все пастбища присвоили себе 10-15 человек. Особенно те пастбища, которые находятся вблизи селений. Те, у кого были знакомые, связи и поддержка, прибрали все пастбища», — отметил депутат парламента.
Абдухалим Гаффоров, член парламента и председатель Социалистической партии Таджикистана, говорит, что при распределении пастбищ необходимо учитывать общественное мнение. По его словам, пастбища распределены неправильно и поэтому жители не могут использовать землю даже возле своего села.
Сулаймон Зиезода, министр сельского хозяйства Таджикистана, который представил на заседании парламента поправки в закон «О пастбищах», подтвердил наличие такой проблемы и сказал, что министерство прилагает все усилия для ее решения.
«Вы действительно правы, есть люди, которые живут в других местах, но при этом приватизировали пастбища и сдают их в аренду и получают доход. Мы работаем над этим, есть много замечаний и предложений и мы постараемся решить данный вопрос в рамках существующего законодательства», — отметил Зиезода.
Неравномерное распределение пастбищ, с одной стороны, и резкое увеличение поголовья скота по сравнению с предыдущими годами – с другой, являются еще одной причиной низкой урожайности и опустынивания пастбищ. Поголовье скота в Таджикистане с 1990-х годов увеличилось более чем на 60 процентов.
По словам Зиезода, «в Таджикистане 3 миллиона 832 тысячи 161 га пастбищ. У нас 6 миллионов 50 тысяч голов мелкого рогатого скота. Если мы сделаем расчет один гектар на 5 голов скотины, то у нас только на мелкий рогатый скот нужно более одного миллиона гектаров пастбищ. Но у нас есть еще около 2,5 миллиона голов крупного рогатого скота, и для них нужно 2,5 миллиона гектаров пастбищ. То есть возможности в обеспечении пастбищами в Таджикистане ограничены».
Изменение климата, засуха и истощение пастбищ в конечном итоге влияют на благосостояние жителей, так как их домашний скот не получает достаточно еды и поэтому не приносит достаточно молока. Во многих селах Таджикистана можно увидеть худых и истощенных коров.
Сафарали Назаров, председатель госучреждения «Пастбищно-мелиоративный трест» Министерства сельского хозяйства Таджикистана, говорит, что сельские жители много работают, чтобы разводить и содержать скот, но при этом зарабатывают не так много денег, а иногда даже тратят больше, чем могут заработать.
newstaraz.kz