Новости на Newstaraz.

Тихий прокат самого большого фильма

newstaraz.kz

В Алматы завершается прокат самого большого национального фильма за последние годы «Кунанбай» — в кинотеатре «Арман» идут последние сеансы.

Похожие статьи

Фильм «Кунанбай» Досхана Жолжаксынова  вышел в казахстанский прокат 3 декабря и в Алматы шёл всего лишь в паре кинотеатров: в сети Kinopark и в «Армане». В последнем картину держат до сих пор, ведь зрители идут и идут. И это несмотря на то, что промоушна у фильма не было никакого – ни громкой премьеры, ни постеров, ни трейлеров, ни рекламы, словом, киностудия «Казахфильм» постаралась.  Галия Байжанова

Картина интересна тем, что это, пожалуй, первая попытка переосмысления казахской классики за долгие годы. В отличие от романа Ауэзова  «Путь Абая», где Кунанбай предстаёт жестоким человеком, безжалостным судьёй, в фильме отец великого Абая – настоящий властитель дум, который размышляет о будущем народа. Это человек, который решает судьбы людей не одним росчерком пера, а в муках, выбирая между долгом и чувствами. По сути фильм «Кунанбай» – реабилитация  этого противоречивого образа  в казахской истории.

Фрагмент фильма "Кунанбай"

Фото с сайта kinontv.ru
Фрагмент фильма «Кунанбай»

Некоторые специалисты считают, что Мухтар Ауэзов был вынужден представить отца Абая именно таким, ведь советская власть не признавала суд биев и считала их отсталыми элементами феодального общества, в то время как Кунанбай пользовался беспрекословным авторитетом в степи, а это нужно было заслужить. Фильм рассказывает о судьбе Кунанбая с времён, когда он был непререкаемым авторитетом  для степняков, до того периода, когда после доносов недругов он оказался на грани ссылки в Сибирь, и только солидный залог, внесённый за него Барак-султаном, спасает его от смерти на чужбине.

Трейлер фильма «Кунанбай»

[youtube]https://youtu.be/cHK2vzRrBdI[/youtube]

 

Актёр, а с недавних пор и режиссёр Досхан Жолжаксынов экранизирует уже  второй байопик, где в главной роли снимается он сам. Первый фильм  был посвящен степному певцу Биржан-салу, второй – отцу Абая Кунанбаю. В своей первой картине, драме о судьбе творческого человека  в казахской степи 19 века, актёр выглядит чуть органичнее. В новом фильме перед режиссёром встаёт так много проблем (в том числе и урезанный бюджет), что, к сожалению, он решает не все из них. Зато в ленте есть красивые пейзажи, нежная казахская музыка, – все эти приёмы Досхан-ага освоил мастерски ещё в первой своей картине. К тому же стоит отметить сценарий фильма, опирающийся на произведение Ауэзова «Путь Абая» и написанный ушедшим год назад писателем Таласбеком Асемкуловым. Некоторые сцены в нём по-настоящему берут за душу. Одним из таких моментов стал суд по законам шариата над  Кодаром и его невесткой, которая после смерти мужа связала свою судьбу со свёкром. И хотя обвиняемые признают вину быстро, и суд над ними укладывается всего в две сцены, казнь их путём повешения влюблённых на верблюде, весьма драматична. Зритель впервые начинает задумываться, что порой в казахской степи разворачивались такие страсти, что нынешним драматургам и не снились.

Сцена казни Кодара и Камки в фильме "Кунанбай"

Фото с сайта kinoteatr.ru
Сцена казни Кодара и Камки в фильме «Кунанбай»

Трогательной выглядела встреча Барак-султана и Кунанбая, когда последнего освободили под залог. Раньше между ними были трения, но теперь в этих коротких репликах, которыми они приветствовали друг друга,  – всё: и прощение, и способность представителей элиты найти общий язык друг с другом, и черты того самого казахского менталитета, когда люди в состоянии объединиться перед лицом внешней опасности. Конечно, те, кто читал «Путь Абая», невольно сравнивают картину с романом и находят много шероховатостей и грубых неточностей. К примеру, ценителям романа не понравилось, что в фильме образ  Абая как бы условен. «Почему на протяжении всего фильма он – маленький мальчик? — спрашивают зрители на портале www.kino.kz. –  Когда он был свидетелем казни Кодара и Камки, он уже окончил учёбу и приехал домой, а когда отца ссылают, а его любимая бабушка Зере умирает, он был уже совсем взрослым». Действительно, тогда поэту было 28 лет, а не 10 как в фильме.

Актёр в роли Абая в фильме Досхана Жолжаксынова "Кунанбай"

Фото с сайта srvmoscow.info
Актёр в роли Абая в фильме Досхана Жолжаксынова «Кунанбай»

Впрочем, самой обсуждаемой сценой среди зрителей всё равно стала та, в которой показаны поминки отца Кунанбая. Там, на фоне народных гуляний (смерть человека в преклонном возрасте считалась у казахов  праздником) совершается древний, оставшийся, видимо, с языческих времён обряд, который называют «тайлак тарту» или «туйе шешу». Обнажённая по пояс девушка отвязывает верблюда от привязи ртом, и если она это могла это сделать – то уводила его с собой. Для  наших морализаторов сцена оказалась неприемлемой, они обвинили авторов в выдумках. » Сами посудите, как это было возможно, если судили тогда по законам шариата?» – вопрошали они.  Для других эта сцена, наоборот, была свидетельством того, что наши предки были свободными от предрассудков людьми, которым ничто человеческое не чуждо. Защитники сцены обращают внимание на такую деталь: подростки  смеются над участницей ритуала, а старик их одёргивает – мол, не понимаете вы ничего, это не просто раздетая женщина, а символ чего-то большего – плодородия, например.

Порадовал кастинг: оказалось, у нас много интересных и новых лиц. Обычно за всё наше старшее поколение отдуваются Ерболат Тогузаков и Нуржуман Ихтымбаев, в то время как актёров у нас очень много. Особенно понравился образ бабушки Абая – Зере, могучей казахской женщины, которая  может и на коня вскочить, если это потребуется. Её сыграла 78-летняя Нурсифат Салыкова, актриса Жамбылского казахского областного драматического театра.

Фрагмент из фильма "Кунанбай"

Фото с сайта el.kz
Фрагмент из фильма «Кунанбай»

В завершение остаётся добавить, что картина идёт на казахском языке, и герои  говорят таким красивым литературным языком, которым сейчас владеют, увы, далеко не все. Можно было сопроводить картину русскими титрами – возможно, и зрителей стало бы больше. Впрочем, какие бы дискуссии вокруг картины ни разгорались, она в числе нужных, хотя бы потому, что обращается к нашей классике. Жаль, что прокат оказался таким домашним.

 


 

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »