Новости на Newstaraz.

Ученые заявили, что у казахских ханов были золотые троны

newstaraz.kz

Ханский период в истории Казахстана, был намного роскошнее, чем его изображают

Сегодня в Казахстане находят могилы батыров и их верных коней в золотом облачении. Литера. Историки подтверждают, что найденные в Германии золотые украшения по возрасту совпадают с теми, что найдены в сакских и иссыкских курганах.

Отсюда и возникает мысль, что такие атрибуты, как золотые троны или золотые короны, должны были быть и у казахских ханов.

Итак, насколько правы историки, утверждающие, что это миф?

Найдено много свидетельств того, что такие древние города, как Сарайшык, Туркестан и Отырар, имели постоянные связи с правителями из стран Ближнего Востока.

Огромный ковер, вышитый казахскими мастерицами, историк Меруерт Абусеитова обнаружила в Бернском музее. На тускиизе не какой-то орнамент, а политическая иерархия. В центре хан, затем места для султанов и биев.

Это доказывает: уже в XV веке у казахов была своя государственность и система власти. Дипломатическая переписка, а это основная часть найденных архивных документов, велась на нескольких языках.

О тронах и коронах ханской эпохи казахские историки начали говорить только недавно, начались различные исследования. Неиссякаемым источником информации по истории и культуре казахского народа является, конечно, его фольклор.

Именно в нем встречаются указания на существование трона и короны у казахских ханов. Так, например, в исторической песне «Сабалак», посвященной великому казахскому хану Абылаю, при описании его восшествия на трон говорится:

«Тәжіні әкеп кигізді өз қолымен, / Тағыңыз мүбәркәлі болсын!» деді… / Тәжі киіп, хан болып, мінді таққа… / Тақ пен тәжің басыңда құтты болсын, / Пайдаңды Алла Тағала берсін көпке» («Собственноручно надел ему на голову корону, / И сказал: «Пусть будет благословенным Ваш трон!»… / Надев корону, стал ханом, взошел на трон… / Да будет благословенным трон и корона на голове, / Пусть Бог позволит принести тебе пользу людям»).

В другой посвященной хану Абылаю исторической песне «Абылай-хан әңгімесі» имеются другие интересные строки: «Жас бала таққа мініп, киді тәжді …» («Юноша взошел на трон, надел корону…»).

Похожие статьи

Более того, в фольклорных материалах казахов имеется конкретизация трона – алтын тақ (золотой трон). Например, знаменитый жырау и батыр XVII века Маргаска так обращается к известному казахскому хану Турсыну: «… Алтын тақта жатсаң да, / Ажалы жеткен пақырсың!» («Пусть лежишь ты на золотом троне, / Смерть уже настигла тебя»).

Как видим, здесь речь идет о большом троне, где хан мог не только сидеть, но и лежать. Указания на такой важный символ власти Казахского ханства, как корона (тәж), содержатся в исторических эпосах «Жантай-батыр», «Мырзаш-батыр», стихотворной легенде «Алаша-хан», новеллистическом дастане «Сыршы молда».

Таким образом, изучение устных источников и письменной литературы дает возможность предположить, что трон и корона использовались в Казахском ханстве в качестве символов верховной власти и государственности.

Историк, заместитель директора Института истории и этнологии имени Шокана Уалиханова Нурлан Атыгаев многие годы занимается изучением государственной символики у степных народов. Теперь ученые выяснили: первые правители еще носили корону и восседали на троне.

«После распада Золотой орды многие народы и племена, бывшие в подчинении у монголов, основали свои государства. Среди них было и Казахское ханство. Крупное государство, появившееся на территории Казахстана на этнической основе – ханство Ак Орда. То есть, Ак Орда – это основа нашего государства. Казахи тоже унаследовали от монгольской империи основные символы, атрибутику власти и государств.

«По-другому быть не могло. Казахи издревле поднимали хана на белой кошме, сажали на золотой трон и одевали на его голову корону. Это подтверждается в многочисленных эпосах казахских жырау, исторические свидетельства этого есть и в западных музеях», – говорит историк.

Историк уже давно занимается исследованием древних записей западных мусульман и говорит, что мы должны уделять должное внимание историческим сведениям, написанным в средневековом государстве Сефиевид и имеющим отношение к нашей истории.

«Например, в книге неизвестного автора «Алам-ара ии шах исмайл», написанной в ХVII веке на персидском языке, найдены уникальные сведения о хане Касыме.

Там описано, как в ХVII веке казахский правитель принял иностранных гостей: «После долгого путешествия хан Жанибек вернулся в страну, его принял в своей орде хан Касым.

По описанию султана Жанибека, хан Касым сидел на величественном троне Чингисхана, вылитом из чистого золота, словно хищный зверь. Каждый из четырех углов золотого трона был украшен золотыми фигурами льва, рыси, дракона и тигра.

На голове хана Касыма была золотая корона Чингисхана ценой в семьдесят тысяч стад скота. Из подбородка и щек тянулась длинная бородка, доходившая до пупка». Как видим, эти описания соответствуют известному нам образу Чингисхана. Среди потомков Чингисхана на ханский трон поднимались сыновья именно такого подобия.

«Казахским историкам предстоит открыть еще много новых и неизвестных ранее страниц нашей истории, каждая из которых потребует отдельных исследований. Тогда мы будем смотреть на казахов как на часть цивилизованного мира, которая тоже строила города, имела свои государственные символы власти и умела уважать собственный флаг, трон и корону», – говорит Нурлан Атыгаев.



newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »