UzAuto прекратил прием заказов на новые автомобили
Компания UzAuto Motors, монополист автомобильной промышленности Узбекистана, официально заявила, что не будет принимать новые заказы от покупателей до февраля 2022 года.
Компания сообщила в заявлении на Телеграм-канале 20 декабря, что данное решение вызвано проблемами логистики на железных дорогах и в портах, а также задержками с доставкой полупроводников.
Между тем министр инвестиций и внешней торговли Сардор Умрзаков заявил, что правительство, как ожидается, наконец примет решение о прекращении монополии в автомобильной промышленности.
После того, как UzAuto Motors приостановила заключение новых контрактов на продажу автомобилей до 1 февраля, в отрасли возникли спекуляции о том, что компания может повысить цену на автомобили. Сам монополист пока не прокомментировал этот вопрос.
Заместитель премьер-министра Узбекистана, министр инвестиций и внешней торговли Сардор Умрзаков отметил, что правительство наконец может предпринять конкретные шаги для прекращения монополии в автомобильной промышленности. Умрзаков заявил журналистам на молодежном форуме в Ташкенте 21 декабря, что прекращение монополии является частью продолжающихся переговоров со Всемирной торговой организацией.
«Несколько автомобильных компаний начали или начинают свою работу в Узбекистане. Это окажет положительное влияние. В целом Узбекистан не должен иметь монополию в этой области», — сказал Сардор Умрзаков.
Хотя заявление Умрзакова было расценено в некоторых местных изданиях и сетях как хорошая новость для долгожданной «отмены растаможки» в Узбекистане, многие не верят, что UzAuto легко откажется от своей монополии.
В то же время сообщается, что несколько автопроизводителей начали сборку своих автомобилей в Узбекистане. Среди них Renault из Франции, АвтоВАЗ из России и KIA из Южной Кореи. В свободной индустриальной зоне в Джизаке начат процесс сборки 10 типов автомобилей.
Эксперты в автомобильной отрасли сомневаются, что снижение импортных пошлин в Узбекистане в ближайшее время наполнит внутренний рынок дешевыми автомобилями.
Петр Шкуматов, известный автомобильный блогер и координатор движения «Общество Синих Ведёрок»в России, сказал, что проблемы, с которыми сегодня сталкивается UzAuto Motors, присутствуют и в других автомобильных компаниях.
— Не думаю, что с открытием границ для автомобилей внутренний рынок Узбекистана будет переполнен автомобилями, потому что теперь у вас есть очередь на автомобили российского производства от полугода до года. Не осталось таких мест, где машины можно легко купить! В автосалонах где автомобили можно купить быстро цены на 20-70% дороже. Никто не знает, как долго продлится такая ситуация. Похожая ситуация и в США, где люди выстраиваются в очереди за автомобилями по ценам производителя. На вторичном авторынке тоже ажиотаж. К тому же в мире почти нет автопроизводителей, принадлежащих одной стране. Основная доля АвтоВАЗа, например, принадлежит Renault-Nissan, говорит Петр Шкуматов.
Шкуматов признал, что отмена монополии может создать в Узбекистане свободную и здоровую конкуренцию и повысить качество автомобильной продукции.
По данным агентства «Автостат», узбекский авторынок в 2021 году будет стремительно расти: в первом полугодии в стране было продано 101,5 тысячи автомобилей, что почти на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года. До 2017 года на автомобили, ввозимые из других стран, вводились бесчисленные таможенные ограничения. Однако, несмотря на то, что за последние 3-4 года акцизы были снижены на 26%, отечественный авторынок остается в руках UzAuto Motors, которое на протяжении многих лет сохраняет свое монопольное положение.
newstaraz.kz