«Ужесточение мер не поможет, нужно менять мышление» — специалист о том, как бороться со злостными неплательщиками алиментов
13 млрд тенге задолжали казахстанцы своим детям по алиментам. Цифры озвучили сегодня в палате частных судебных исполнителей. Чтобы снизить количество проблемных дел, в регионах-антилидерах начали открывать специализированные алиментные конторы. Где больше всего должников, и на что идут судебные исполнители, чтобы дети получили положенные им деньги? Все подробности прямо сейчас.
ЮЛИЯ ВОЛКОВА – КОРРЕСПОНДЕНТ: «По количеству дел о взыскании алиментов Карагандинский регион на 4 месте в стране. Поэтому с сегодняшнего дня в нашей области решено запустить 10 специализированных алиментных контор». Какие-то открылись с нуля, а эта – просто перешла на узкий профиль. Судебные исполнители здесь оставили себе только алиментные документы, а все остальные передали
коллегам. КАЙРАТ ЖУМАБАЙ – РУКОВОДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: «Когда у них была нагрузка большая – отвлекались более на другие дела. Понимаете? Поэтому специализация конторы создана. Вот эти 10 человек и тысяча должников, я думаю, за 3 месяца разберутся с этими проблемными». Зарина Асылбаева тоже считает, что узкая специализация судоисполнителей поможет женщинам быстрее получить алименты на ребёнка. Она почти 5 лет пыталась добиться законных выплат на дочь.
ЗАРИНА АСЫЛБАЕВА – ЖИТЕЛЬНИЦА ГОРОДА: «Отец ребёнка не выходил на связь. Не могли добиться выплаты по решению суда. И вот некоторое время спустя моё дело перешло к частному судоисполнителю Сартаеву, и процесс пошёл. Должник начал выходить на связь и на регулярной основе выплачивает алименты! На каждую контору приходится около 170 дел в месяц. Поэтому у судоисполнителя Данияра Сартаева работают ещё и несколько помощников.
ЮЛИЯ ВОЛКОВА – КОРРЕСПОНДЕНТ: «Среди должников по алиментам в Карагандинской области 18 700 мужчин и 699 женщин. Общая сумма, которую они обязаны были выплатить своим детям – уже превысила миллиард тенге!».
АЙГУЛЬ МУХАМБЕТОВА — КОРРЕСПОНДЕНТ: «У нас эта цифра, конечно, выше. Больше трёх миллиардов тенге не заплатили своим детям алматинцы. Около 14 тысяч должников. В региональной палате частных судоисполнителей рассказали, что в 2022-ом к ним поступило 17 тысяч документов. И только малая часть должников после визита ЧСИ выполнили свои обязательства».
Способов борьбы с неплательщиками несколько. От ограничения на выезд из страны до реального заключения. Периодически судоисполнители выезжают в рейды, где совместно с полицией отбирают машины уклонистов.
АЙДЫН КАЙДАРОВ — РУКОВОДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ГОРОДА: «Мы накладываем аресты, привлекаем к административной, уголовной ответственности. За 2022 год только по алиментам 150 должников привлечены к административной ответственности. Из них 94 подвергнуты к аресту, до 5 суток. Где-то 14 автомашины изъяты, по ним полностью долги закрыты». Только за один месяц этого года за неуплату алиментов за решётку сроком до 5 суток отправили 25 алматинцев. Временно лишили водительских прав больше 200 человек. Самый большой долг по алиментам — 7 миллионов тенге. Что примечательно, в списке злостных неплательщиков есть и состоятельные люди, и звёзды шоу-бизнеса.
АЙДЫН КАЙДАРОВ — РУКОВОДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ГОРОДА: «Есть состоятельные люди, которые не платят алименты. Делают справки, например, своих ИП в размере минимальной. И платит оттуда алименты. Хотя живет шикарно. Но это пробелы закона, мы работаем в рамках законодательства Республики Казахстан».
АЙГУЛЬ МУХАМБЕТОВА — КОРРЕСПОНДЕНТ: «Судоисполнители, которым каждый день приходится сталкиваться с алиметщиками, говорят: статистика эта не улучшается, напротив, ежегодно недобросовестных родителей в Алматы становится больше. И уверены, чтобы решать проблему, нужно устранять пробелы в законе».
СВЕТЛАНА ПЕНЬКОВА – КОРРЕСПОНДЕНТ: «Например, ввести для злостных неплательщиков принудительное трудоустройство. Потому основной причиной задолженности является реальное отсутствие дохода. Судебные исполнители уже заключили меморандумы с акимами регионов, и в прошлом году помогли найти работу 2 тысячам должников. Но если учитывать, что проблемных дел в Казахстане сейчас более 15 тысяч, становится понятно, что только каждый 8-ой соглашается на такую помощь. Остальные злостные должники либо выбирают безработицу, либо трудятся, но скрывают доходы. За последнее, кстати, можно получить реальный срок».
ГАЛЫМБЕК СМАГУЛОВ — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАЛАТЫ ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: «126 должников по итогам прошлого года привлечено к уголовной ответственности. 116 случаев — это ограничение свободы, в 8 случаях привлечения к общественным работам и в 2 случаях это лишение свободы». В практике Дарьи Качур один из должников после «отсидки» за неуплату алиментов не то что не передумал уклоняться от своих обязательств, а даже поблагодарил её за 5-дневный отдых в тюрьме. Работать с теми, кто сознательно отказывается помогать своим детям, признаются судоисполнители, очень сложно. Причем с женщинами даже сложнее, чем с мужчинами.
ДАРЬЯ КАЧУР — РУКОВОДИТЕЛЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ КОНТОРЫ ПО ВЗЫСКАНИЮ АЛИМЕНТОВ: «И кидаются с кулаками, и берут в руки лом. В моей практике буквально в прошлом году в октябре был такой случай. Мы пришли к должнику, пришли с участковым. И его это не остановило, он пошел, схватился за лом, сказал, если мы сейчас не покинем его подъезд, он проломит нам голову».
В среднем долг на каждого ребенка сейчас порядка миллиона. Но даже и при больших суммах, уголовного наказания требуют не все. И не потому, что простили, примирились, а из-за опасений, что факт судимости одного из родителей завтра скажется на ребенке.
ГАЛЫМБЕК СМАГУЛОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАЛАТЫ ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: «Бывает такое, что дети не доедают. У нас часто судебный исполнитель видит ситуации, что живут на дачах каких-то, полуразваливающихся. Дети полуголодные, полунеодетые».
СВЕТЛАНА ПЕНЬКОВА – КОРРЕСПОНДЕНТ: «Чтобы оплата алиментов стала такой же само собой разумеющейся, как, например, оплата комуслуг или мобильного интернета, ужесточение мер не поможет. Нужно менять мышление. И специалисты считают, что тут помогли бы уроки в школах о семье и браке. А пока этого нет, надеяться на положительное изменение статистики рассчитывать не стоит. И не факт, что долг в 13 млрд тенге, который сейчас насчитывается в стране по алиментам, будет когда-то выплачен».
newstaraz.kz