В Узбекистане почти 100 семей, пострадавшие от наводнения в Сардобе, не получили жилье от государства
Из-за прорыва дамбы на Сардобинском водохранилище, по официальным данным, были разрушены 2 570 индивидуальных домов.
Установленный правительством порядок распределения жилья пострадавшим от прорыва дамбы на Сардобинском водохранилище жителям трех районов Сырдарьинской области был нарушен, в результате 147 домов были необоснованно выделены гражданам.
Между тем, 99 граждан, которым жилье было положено по закону, не получили жилье от государства.
Эти данные приведены в отчете, который на протяжении нескольких месяцев готовила «Независимая комиссия», в состав которой вошли местные депутаты, жители махаллей и правозащитники».
Дом 32-летнего Ильяса Хамзакулова, который находился в махалле «Навбахор» Мирзаабадского района Сырдарьинской области, смыло наводнение, вызванное прорывом дамбы Сардобинского водохранилища. С тех пор мужчина со своей семьей живет в отцовском доме.
– Я достроил свой дом и въехал в него незадолго до трагедии. Однако наводнение смыло мой дом. Взамен мне ничего не выдали. Сказали, что у меня якобы не все в порядке с документами, – сказал Ильяс.
Ильяс Хамзакулов – один из 99 жителей Сырдарьинской области, которых «Независимая комиссия» признала пострадавшими от наводнения, но, несмотря на это, они не получили никакого жилья от государства. Согласно заключению Комиссии Ильяс и его семья должны были получить «3-комнатную квартиру взамен затопленного дома».
Авторы отчета пришли к заключению о том, что в Мирзаабадском районе местным жителям необоснованно был выделен 61 дом, в Акалтынском районе – 51 дом, в Сардобинском районе – 35 домов.
В то время, как 70 жителей Мирзаабадского района, 20 жителей Акалтынского района и 9 жителей Сардобинского района, пострадавшие от прорыва дамбы водохранилища, не получили положенное им жилье от государства.
В отчете приведены фамилии и имена, адрес проживания и состав семьи сырдарьинцев, которые необоснованно получили жилье, и напротив, не смогли получить жилья после наводнения в Сардобе.
К примеру, в отчете сказано, что один из жителей села «Солин» Мирзаабадского района получил дом после наводнения, воспользовавшись тем, что «является родным братом председателя махалли».
Как приводится в заключении «Независимой комиссии», после ЧП на Сардобинском водохранилище 18 пострадавшим семьям было выделено по 40 миллионов сумов (около 4 тысяч долларов) в качестве материальной помощи, но спустя некоторое время местные власти забрали у них эти деньги.
Комиссия рекомендовала местным властям вернуть обратно необоснованно выделенное жилье и передать его реально пострадавшим от наводнения, а также «вернуть пострадавшим материальную помощь, отобранную у них обманным путем».
Один из составителей отчета, депутат Сырдарьинского областного Кенгаша народных депутатов Акмаль Икрамов говорит, что о фактах необоснованного предоставления жилья стало известно во время непосредственной встречи с пострадавшими.
По его словам, время изучения фактов нарушений местные чиновники, ответственные за распределение жилья пострадавшим, пытались препятствовать работе «Независимой комиссии».
Процесс выдачи жилья пострадавшим в результате прорыва дамбы на Сардобинском водохранилище контролировал заместитель главы (хокима) Сырдарьинской области – начальник управления по поддержке махалли и семьи Улмасжон Мамадаминов.
Один из составителей отчета «Независимой комиссии» сообщил о том, в настоящее время Сырдарьинская областная прокуратура изучает данные приведенные в отчете общественной комиссии.
В результате прорыва дамбы Сардобинского водохранилища, произошедшего 1 мая 2020 года, по официальным данным, в Сардобинском, Акалтынском и Мирзаабадском районах Сырдарьинской области были разрушены 2 570 индивидуальных и 76 многоквартирных домов, частично подтоплены 1781 индивидуальный и 52 многоэтажных дома.
Наводнение, вызванное прорывом дамбы, стало причиной для проведения самой крупной операция по эвакуации людей в истории Узбекистана – сотни тысяч людей были переселены в безопасную зону.
newstaraz.kz