Алматинские яблоки блокадного Ленинграда
В старом узбекском фильме «Яблоки 41-го» рассказывается о том, как старый чайханщик поведал молодому кинорежиссеру, что в начале войны вез эшелон яблок на фронт. Позже режиссер вновь вернулся в кишлак, чтобы еще раз поговорить с аксакалом, но опоздал — он уже умер.
А недавно я узнал, что моя родная тетя Фая, пятнадцать лет как уже покойная, во время войны формировала и сопровождала эшелоны с продовольствием в осажденный Ленинград. В том числе, несколько вагонов с алматинскими яблоками.
Фатима Аубакирова родилась в 1917 году в городе Уральске. Она была избрана секретарем райкома комсомола, а затем ее назначили заместителем председателя Уральского горисполкома. Когда началась война, Фатиму перевели в Алма-Ату — заместителем народного комиссара торговли Казахской ССР. Кстати, она была первой женщиной-казашкой, занимавшей высокий правительственный пост. Основной ее обязанностью во время войны стала подготовка и отправка продовольствия на фронт и в регионы СССР, разоренные войной. Кроме того, ей поручили размещение и обеспечение беженцев из Ленинграда.
Кстати, за годы войны Казахстан поставил Советскому Союзу почти шесть тысяч тонн хлеба, 734 тысяч тонн мяса и других продуктов питания. Кроме того, казахстанцы отправляли подарки бойцам Красной Армии и жителям районов, освобожденных от фашистов. За годы войны жители нашей республики направили на фронт 1205 вагонов подарков: вяленое и тушеное мясо, колбаса, сало, масло, мясные и рыбные консервы, вино, водка, табак, папиросы, кондитерские изделия и сухари.
Казахстан взял шефство над несколькими подразделениями Красной Армии, в том числе, над Панфиловской дивизией и крейсером «Киров», а также над тремя районами Ленинградской области. Этим и заведовала Фатима Аубакирова. Так, в декабре 1941 года один из эшелонов был направлен в осажденный Ленинград. В товарных вагонах была мука, пшено, вяленое мясо, сало, сухари, консервы и фрукты. В том числе, и с яблоками сорта апорт.
Эшелону с продовольствием для голодающего Ленинграда был открыт зеленый свет. Немаловажную роль сыграло и обаяние Фатимы Аубакировой. Тем не менее, Ленинград находился в глухой блокаде. Единственный путь — по льду Ладожского озера. Легендарная «Дорога жизни». Везти яблоки по такому пути было нерентабельно — слишком объемный груз. И тогда Аубакирова обратилась к Шилову, ответственному за перевозки по Ладоге, с просьбой выделить несколько грузовиков для перевозки апорта. Тот согласился, но тут подошел эшелон из Грузии, в котором было несколько вагонов с мандаринами. Тогда Фатима Аубакирова сняла свое предложение — мандарины для детей Ленинграда — лучший подарок, чем яблоки. Но она заставила всю казахстанскую делегацию давить из яблок джем. И 1 января дети блокадного Ленинграда получили по мандаринке и немного яблочного желе.
«Сегодня нам сказали, что в 17.00 будем встречать Новый год в 4-й школе. Там был большой концерт и елка. А потом был обед. Дали суп из чечевицы, две котлеты с макаронами и какое-то желе, очень вкусное». Эту запись в ученической тетради сделал четвероклассник 370-й ленинградской школы Юра Байков.
«Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы, а все думала об обеде, который был замечательный. Дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе. Все были очень довольны. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу. Эта елка надолго останется в памяти», — еще одно воспоминание из школьного дневника.
После поездки к городу, осажденному врагами, Фатима Аубакирова настаивала, чтобы для отправки в Ленинград казахстанцы готовили сухофрукты, а в 1942-1943 годах ей все же удалось доставить ленинградским детям алматинский апорт.
Из рассказа Тельмана Абдразакова: «В 70-е годы я поехал в командировку в Ленинград. Повез с собой несколько килограммов апорта. Когда мне дали номер в гостинице, в качестве презента преподнес администратору отеля несколько яблок. Красивая женщина взяла яблоко, понюхала и заплакала. Оказывается, еще маленькой девочкой она пережила блокаду. И ей, и сестре на новый 1943 год выдали по одному алматинскому апорту. Они принесли эти яблоки в нетопленую квартиру, положили на стол и просто целый день любовались ими. А аромат этих яблок наполнял квартиру, подъезд и весь большой дом. И все соседи приходили к ним и тоже смотрели на апорт. «Благодаря этим яблокам, мне захотелось жить, и я выжила», — вспоминала она.
А когда наши войска прорвали блокаду Ленинграда, Фатима Аубакирова впервые посетила этот город. А приехала она туда с целым эшелоном продуктов и теплых вещей. Там были и несколько вагонов с алма-атинским апортом.
Фатима Бахтыбаевна Аубакирова прожила большую жизнь. Вырастила детей и внуков, увидела правнуков. 15 декабря этого года ей бы исполнилось 100 лет. Были в ее жизни взлеты и падения, горести и радости. Но самое главное — в ее судьбе были яблоки 1941 года для детей блокадного Ленинграда.
Автор: Эрик Аубакиров, «Экспресс К»
newstaraz.kz