363 жалобы на «недозволенные методы следствия» и пытки задержанных в связи с январскими событиями поступило в органы прокуратуры, сообщила Генеральная прокуратура на брифинге вечером 16 февраля.
178 дел по этим жалобам, заявляют в Генпрокуратуре, находятся в производстве антикоррупционной службы.
«В производстве у спецпрокуроров восемь дел. Среди них инциденты с задержанными на стадионе «Динамо» в Атырау, заявление гражданина Батырбаева, несовершеннолетнего Есбулатова о применении насилия в здании полиции Алматинской области, а также иные факты, вызвавшие резонанс. Каждое уголовное дело на контроле», — сказал заместитель начальника службы уголовного преследования Генеральной прокуратуры Елдос Килымжанов на брифинге в среду.
По состоянию на 16 февраля, по данным Килымжанова, в связи с январскими событиями в следственных изоляторах под стражей находился 741 подозреваемый. Из них 113 ранее судимых, 35 «членов ОПГ», и 42 человека отнесены к неназванным «запрещенным экстремистским движениям».
Комитет уголовно-исполнительной системы МВД в среду сообщил, что в следственных изоляторах содержатся 728 человек.
По январским событиям, по данным Генпрокуратуры, расследуется 3096 дел. Основная часть, отметили в ведомстве, связана с преступлениями против собственности, хулиганством, хищением оружия. Килымжанов сказал, что задержанные в основном «молодые люди, не имеющие высшего образования и постоянного места работы». В ходе «анонимного опроса» каждый третий, заявил Килымжанов, признался, что «хотел получить выгоду путем кражи чужого имущества».
181 дело заведено по «массовым беспорядкам» и «актам терроризма».
Килымжанов сообщил, что 157 лицам мера пресечения «содержание под стражей» заменена подпиской о невыезде, домашним арестом, освобождением под залог или личным поручительством. Указанные цифры не окончательны, заявил Килымжанов. 103 человека, по его данным, освобождены полностью, так как «оказались не причастны к беспорядкам».
По данным МВД на 16 февраля, 50 уголовных дел по январским событиям прокуроры передали в суды, по ним известны 73 обвиняемых. Начальник следственного департамента МВД Казахстана Санжар Адилов сообщил, что заведено 13 уголовных дел о «распространении заведомо ложной информации», по данным уголовным делам двое арестованы, двое — под домашним арестом. Спикер от МВД сказал, что в городе Костанай житель сообщил в мессенджере Telegram, что «СОБР перешел на сторону протестующих».
В МВД также заявили о рассмотрении 59 заявлений о «превышении власти сотрудниками полиции», по ним были заведены уголовные дела, которые переданы для расследования в антикоррупционную службу. По 18 из них факты превышения власти не подтвердились, заявил Санжар Адилов.
В этот же день председатель антикоррупционной службы Казахстана Марат Ахметжанов заявил, что его ведомство вернуло в Генеральную прокуратуру дела о пытках и применении недозволенных методов следствия в отношении задержанных во время январских событий «для объективного расследования». Он не уточнил, сколько сотрудников органов внутренних дел подозреваются по этим делам.
Официально во время «кровавого января» погибли 227 человек, правозащитники и волонтеры самостоятельно составляют списки погибших. На фоне заявлений международных правозащитных групп о задокументированных случаях чрезмерного применения военными и полицейскими силы, которые привели к гибели людей, власти признали «возможные случаи» диспропорционального использования силы и недопустимых методов ведения следствия, но отвергли призывы правозащитников провести международное расследование январских событий.
Во время и после январских событий задержаниям подверглись тысячи человек, сотни были помещены под стражу как подозреваемые в «терроризме», «массовых беспорядках», «хищении оружия» и других преступлениях. Во многих регионах страны граждане заявляют о незаконных задержаниях, выбивании показаний и пытках ради признания вины. Многие свидетельства указывают на жесточайшие пытки под стражей. В МВД отрицают информацию о пытках в СИЗО.