иллюстративное фото
В ноябре рост цен на социально значимые продовольственные товары в Казахстане остановился. За первую неделю месяца по корзине в целом удорожания не было, но на 8 из 19 товаров цена поднялась на 0,4 процента, а еще на пять товаров — на 1−2 процента, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Energyprom.kz.
В целом, по данным аналитиков, с начала года рост по продовольственной корзине составил 10,4 процента. В октябре уровень инфляции в Казахстане достиг 8,9 процента, и больше всего на нее повлияли именно продукты. Продовольственные товары выросли в цене на 11,3 процента за год (на 8,2 процента с начала года).
Подорожание продовольствия в этом году — это в целом мировая тенденция. В Евросоюзе в октябре текущего года продукты подорожали на 2 процента, в США — на 5,3 процента.
Индекс продовольственных цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) в октябре составил 133,2 пункта — на 3,9 пункта (3 процента) выше сентябрьского показателя и на 31,8 пункта (31,3 процента) выше показателя октября 2020 года.
В течение трех последних месяцев этот индекс вырос максимально с июня 2011 года. Увеличение связано в первую очередь с продолжающимся ростом мировых цен на растительные масла и зерновые.
В Казахстане цены на пшеницу выросли на 16,5 процента за год, цены промышленных производителей мукомольно-крупяных и крахмальных продуктов — на 16 процентов. На готовую муку цены выросли на 10,4 процента, на рожки — на 10,3 процента.
В списке социально значимых продовольственных товаров больше всего подорожали подсолнечное масло, овощи, сахар и гречневая крупа. В этих категориях наблюдается самый резкий рост цен производителей продукции АПК, как и предприятий-производителей сегмента переработки.
К примеру, подсолнечное масло в рознице подорожало на 56,2 процента за год. При этом семена подсолнечника у сельхозтоваропроизводителей подорожали на 40,6 процента, а промышленные производители масел и жиров подняли цены на свою продукцию сразу на 59,3 процента.
В то же время сырое молоко выросло в цене у фермеров на 10,2 процента за год, в сегменте переработки молока и сыров цены увеличились всего на 4,6 процента, и в итоге цены на молочку в рознице поднялись лишь на 5−8 процентов.
По-другому складывается ситуация, если продукты производятся не в Казахстане, а поступают к нам в основном за счет экспорта. Производители сахара увеличили стоимость своей продукции на 14 процентов, а в рознице сахар подорожал уже на 25 процентов. При этом по итогам трех кварталов текущего года местные сахарные заводы перекрыли всего 44,5 процента спроса в секторе.
Рост торговых наценок на продукты, помимо государства, также регулируют сами торговые сети, которые в конкурентной борьбе за покупателя стремятся удержать наиболее низкие цены. В некоторых случаях даже ставить «отрицательную наценку» на некоторые социально значимые товары.
Аналитики отмечают, что на стоимость продовольственных товаров в Казахстане влияет как рост себестоимости продукции, как у производителей, так и у промышленных компаний, так и в целом мировая конъюнктура стоимости продовольствия.
При этом цепочка «производитель — дистрибьютор — продавец» в стремлении сохранить объем продаваемых товаров теряет значительную часть своей маржи, в итоге сокращая объемы отчислений в бюджет.