Ответы попытались найти авторы национального доклада «Казахстанские семьи-2019», передает forbes.kz.
Доклад подготовлен ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» и НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» на основе опроса общественного мнения, проведенного 14 областях и трех городах Казахстана. Презентация исследования состоялась в Алматы в конце ноября.
Читайте также Спецоперация в Алматы: полицейские накрыли наркопритон
Анкета опроса содержала более 100 вопросов по самым разным темам, касающимся состояния института семьи в Казахстане. В опросах участвовало городское (62,5%) и сельское (37, 5%)население, разных возрастных групп, этнического состава (более 73% — представители титульной нации); 77,6% респондентов — женщины, 22,4% — мужчины, всего 3 тыс респондентов.
Анализируя данные исследования, социологи искали ответы на вопросы, почему рушатся семьи? Присутствует ли в казахстанской семье насилие? Какую часть семейного бюджета казахстанцы тратят на погашение кредитов, питание, медицинские услуги, развлечения? Как население оценивает работу государственных органов?
Жить во грехе.
Результаты исследования оказались во многом неожиданными, начиная с первого пункта — типов семьи.
Почти 66% опрошенных состоят в зарегистрированном браке, 12,6% — разведены. Мотивы вступления в брак более чем традиционны: желание создать семью — 70%, чувство любви — 63%, желание иметь детей — 37%. Только 7% заявили, что причиной жениться была беременность. Почти столько же, 6,6%, подчинились воле родителей, желавших брака. Большинство (73%) убеждены, что брак следует официально регистрировать, а 35% негативно относятся к незарегистрированному браку. Еще больше — 41,3% категорически не приемлют сожительство без брака.
К межэтническим бракам положительно относится треть казахстанцев, нейтрально — 41%, отрицательно — 26,5%, а 3% вообще считают это грехом.
Отцы и дети.
Наличие детей в семье не считают обязательным менее 8% респондентов, при этом почти половина — 47% не готовились к рождению ребенка. У 40% после рождения ребенка возникли материальные трудности, у 31% — жилищные, у 23% — проблемы со здоровьем. Прежде всего казахстанцы стремятся воспитать в детях трудолюбие (67%), творческие способности и нестандартное мышление отметили в 10 раз меньше опрошенных.
Согласно ответам, в 62% семей супруги воспитывают детей вместе, в 20% муж только иногда принимает участие в этом процессе, в 18% — «не участвует».
Более 80% опрошенных считают, что детей нельзя бить и оскорблять. То же количество не прочь при случает «шлепнуть» или «накричать» на свое чадо.
На вопрос, кто должен быть главой семьи, пункт «муж» отметили 57%, «равноправие» — 41%, однако с утверждением «когда муж является добытчиком, семья более устойчива», согласились 88% респондентов.
Развод и девичья фамилия.
Материальное положение трех тысяч опрошенных казахстанцев нельзя назвать прочным. У 66%совокупный доход не превышает 170 тыс тенге в месяц, 25,5% отметили диапазон 42,5−85 тыс тенге. В каждой четвертой казахстанской семье есть пожилой человек, требующий ухода.
На общий вопрос о распространенности насилия в семье 75% отметили «физическое», 70% — психологическое, примерно по 30% — сексуальное и экономическое.
Недоумение вызвал как у экспертов, так и аудитории ответ на вопрос о причине разводов. На первом месте (61%) оказалось «вмешательство родственников». На втором месте «вседозволенность» — 41%, на третьем — «кризис семейных ценностей» (36%). Далее идут эгоизм (28%), влияние соцсетей (28%), «легкость процедуры развода» (25%). Материальные причины назвали только 1% опрошенных.
Около половины респондентов считают достаточными основаниями для развода отсутствие взаимопонимания, измену, пьянство и пр. «аморалку»; 20% — отсутствие детей, 3% — разные национальности. Для 4% развод неприемлем ни в каком случае.
Конец патриархата.
Около 60% казахстанцев положительно оценивают госполитику в сфере семейных отношений, негатив — только у 12%. Больше всего нареканий в фокус-группах было на повышение пенсионного возраста, слабую поддержку семей с детьми-инвалидами, недоступность высшего и внешкольного образования.
«Изменения, нововведение будут только тогда, когда наши чиновники, когда руководство осознает, что единственная ценность — человек, его права и свободы, а не нефть, не газ и не прочая ерунда. Это все преходящее и уходящее, человек должен стоять во главе государственной политики», — выразил мнение один из участников опроса.
Делая выводы по результатам исследования, авторы констатируют: «В настоящее время можно диагностировать наступление в Казахстане периода второго демографического перехода, который связан с изменением структуры и функций семьи», что означает ослабление брака как единственного типа структуры семьи, обусловленное высоким уровнем разводов и ростом сожительства; появление разнообразных форм семей и отход от понятия «традиционная семья», повышение возраста вступления в брак и начала материнства. При этом традиционные ценности (регистрация брака, одобрение родных, обязательность рождения детей и т. д.) также сохраняются.
На взгляд авторов доклада, государство ориентировано на «нормативную модель» семьи — с двумя супругами, состоящими в зарегистрированном браке и не всегда учитывает потребности других типов семей. Население, со своей стороны, слабо информировано о поддержке, предоставляемой властями.
Авторы доклада рекомендуют госорганам, ответственным за семейную и гендерную политику, определиться с моделью этой самой политики (либеральной, консервативной или социал-демократической) и вести работу в соответствии с критериями данной политики.