Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков 3 февраля на брифинге в службе центральных коммуникаций ответил на вопрос Азаттыка о возможных предпосылках и причинах недавних протестов.
Акчулаков заявил, что его ведомство работает над тем, «чтобы ошибки не повторялись».
— Нам нужно за этот период (мораторий на 180 дней на повышение цен на топливо. — Ред.) разработать новое правило, чтобы не допускать этих проблем в будущем, нежели сейчас копать и искать виновных. Этим занимаются другие госорганы. Наша задача сейчас — не допускать подобных эксцессов в будущем, разработать новые реформы, которые дадут возможность не допускать вот такого резкого всплеска цен, не нарушать прав потребителей, не ущемлять производителей, — заявил Акчулаков.
Говоря о возможных ошибках, министр отметил, что «в первую очередь не предусмотрели, что тяжело торговать на бирже продуктом, который изначально дефицитен».
— Попытка биржевой торговли заключалась в попытке перераспределить доходность с ритейлеров, которые не несут ответственность за производство самого товара, в сторону завода. Но, видимо, не подумали, что это может привести к резкому росту розничных цен значительно. Наверное, в этом была ошибка. С нынешними правилами, которые сейчас готовим, мы не хотим повторять, конечно, поэтому мы внимательно смотрим. Поэтому дайте нам время, — сказал министр.
Другой проблемой Акчулаков назвал дефицитность сжиженного газа из-за того, что «ограниченный блок производства, а потребителей много». По его словам, чтобы покрыть рост потребления, нужны новые заводы, которые успевали бы производить газ.
Журналисты на брифинге заметили: в ноябре сообщалось, что строительство нового завода по переработке сжиженного газа в Жанаозене обойдется в 147 миллиардов тенге (338 миллионов долларов). На днях строительство завода в Жанаозене оценили в 168 миллиардов тенге. Резкое повышение оценочной стоимости завода министр объяснил «курсовой разницей», так как оборудование для завода покупается за рубежом.
Министерство энергетики — это ведомство президент Касым-Жомарт Токаев назвал одним из виновников протестной ситуации в Казахстане, начавшейся с резкого скачка цен на сжиженный газ, — сегодня впервые ответило на вопросы прессы после кровопролитных январских событий. Считается, что биржевая торговля сжиженным газом привела к тому, что цены выросли в два раза, и впоследствии стала причиной массовых протестов. В начале года министерство энергетики стояло на твердой позиции: рыночный механизм и переход на электронную торговлю позволит сбалансировать цену на сжиженный газ на основе спроса и предложения.
4 января правительственная комиссия в Актау объявила о снижении цен на сжиженный газ в Мангистауской области до 50 тенге. Вечером местные СМИ сообщили о снижении цен на сжиженный газ в Актобе. Начавшиеся на западе страны протесты к этой дате уже охватили многие другие регионы. К экономическим требованиям добавились требования о реформах в жестко контролируемой стране. В ряде городов протесты обернулись кровопролитием. По официальным данным, погибли 227 человек, в том числе 19 силовиков.
На брифинге в четверг министр энергетики Болат Акчулаков пояснил, что цена на газ в 50 тенге только в Мангистауской области, поскольку в этом регионе находится его производство. Для других регионов цена варьируется, но предельная стоимость фиксируется на уровне 75 тенге за литр. После протестов правительство объявило 180-дневный мораторий на повышение цен на топливо.
15 января власти объявили о задержании «лиц, причастных к необоснованному повышению цен на сжиженный нефтяной газ в Мангистауской области», в том числе бывшего заместителя министра энергетики Казахстана Жумабая Карагаева и руководителей электронных торговых площадок.