Политический обозреватель Газиз Абишев назвал корни проблемы после взрывов в Жамбылской области, а также прокомментировал возможную отставку министра обороны, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Комментируя трагическое происшествие на военном складе близ Тараза, он отметил, что в этой ситуации решение министра обороны Нурлана Ермекбаева подать прошение об отставке — совершенно логично, «невозможно было бы себе представить, если бы он этого не сделал». Однако Абишев считает, что пока не завершено расследование и точно не выяснены причины произошедшего, перекладывать всю ответственность на одного министра рано.
«Все должно показать расследование. Если это какая-то диверсия или халатность местных офицеров, совершенная вопреки присланным сверху четким инструкциям, то это одно дело. Если же тут замешана системная проблема и был ослаблен контроль из центрального аппарата Минобороны, то это совершенно другое дело, и ответственность распределяется по-разному в двух этих случаях. Понятное дело, конечно, что тень политической ответственности встает над министром обороны, и тут только четкое расследование может показать, в какой степени. Деятельность министра обороны в этом деле оценивают его непосредственные начальники – это Президент (как главнокомандующий) и Председатель Совета безопасности. Они будут взвешивать аргументы о том, насколько большая политическая ответственность должна лечь на плечи министра. Может оказаться, что это был слабый контроль и разгильдяйство, поощряемое министерством. А может также быть, что это произошло вопреки усилиям», — отметил Абишев.
Эксперт напомнил, что два года назад аналогичные события произошли в Арыси, и общество, безусловно, проводит параллели между этими двумя событиями. Абишев отметил, что во многих западных странах руководитель профильного ведомства также обратился бы к своему начальнику с просьбой об отставке, и под давлением общественного мнения ее бы приняли. Однако в нашей стране общественное мнение не так сильно давит на руководящие структуры, и Президент, принимая решение об отставке министра, будет опираться, скорее, на данные расследования.
«Нужно понимать, что в работе силовых органов мы видим только витрину, а сама работа во многом секретная, и все данные о ней видит только верховный главнокомандующий и прочие контролирующие органы. Поэтому то, каким образом работает этот гигантский механизм, в котором служат десятки тысяч человек, обеспечивающие в наше непростое время безопасность страны, виднее главнокомандованию. Во время принятия решения может быть много разных аргументов. Общественность оказывает давление на власть, требуя решительных решений, но я думаю, что в этом деле у главнокомандования будут свои аргументы, которое мы не знаем, но оно их учтет», — сказал он.
Абишев отмечает, что корни проблемы лежат не в самом устройстве армии или профессионализме отдельных должностных лиц, а в деградации профессионального уровня в нашей стране в целом.
«Казахстан интеллектуально деградирует. Конечно, у нас есть несколько тысяч высокопрофессиональных выпускников западных вузов и наших опытных специалистов, но в среднем уровень стагнирует. То, как растет квалификация кадров во всех отраслях в развитых и даже в развивающихся странах, которые предположительно должны быть на одном уровне с нами, развивается столь высокими темпами, что мы их не догоняем. Мы упорно отстаем от среднего мирового уровня интеллектуального развития. Это показывают результаты в наших школах, институтах, и положение нашей системы образования в международных рейтингах – это индикатор ситуации в целом. Наши шахматисты могут занимать высокие места, отдельные школьники выигрывать мировые олимпиады, но это единичный, штучный товар. Средний, массовый товар обедняется кадрами ежегодно. Это дает о себе знать во всех сферах: в слабых врачах, плохих учителях и, конечно, слабых кадрах в армии», — отмечает Газиз Абишев.
По словам аналитика, армия в Казахстане не является самым престижным местом работы, таким как финансово-промышленные холдинги, национальные компании и международные корпорации. В армию чаще всего идет «некий усредненный» казахстанец, и от общего уровня интеллектуального развития населения будут страдать кадры. Абишев отмечает, что это проявляется не только в плохом уровне образования, но и в нехватка компетенции, дисциплины и аккуратности, пассионарности. Все эти факторы могут приводить к таким технологическим катаклизмам.
Политобозреватель отметил, что в армейских структурах в день могут совершаться тысячи потенциально опасных технических процедур, и с постепенным ростом числа недостаточно компетентных специалистов растет и вероятность ошибки и трагического исхода.
«Вероятность катаклизмов растет обратно пропорционально среднему уровню интеллекта в армии, а он прямо пропорционален среднему уровню интеллекта в обществе. Могу также сказать, что принципы меритократии и технократизма у нас, в Казахстане, нарушены, и естественный интеллектуальный отбор работает неидеально. Люди, которые занимают руководящие посты, среднего уровня и могут быть не достойны этих мест, и это большая проблема», — отметил политолог.
Эксперт отмечает, что ситуацию можно было бы изменить, только если в обществе будет проводиться работа в двух направлениях. Он считает, что, во-первых, нужно повышать средний интеллектуальный уровень в обществе, во-вторых — отстроить механизмы естественного отбора в обществе. При этом каждый из этих процессов плохо работает без другого.
Напомним, 26 августа в воинской части, дислоцированной в Байзакском районе Жамбылской области, около 19.00 произошло возгорание возле одного из складов. В результате пожара произошла серия
взрывов. Всего было порядка 10 взрывов.