Модератор группы «ПолитӨзек»: 21 мая масштабных акций протеста в Казахстане не будет
Ерлан Саиров. фото: Facebook
По мнению политолога Ерлана Саирова, сейчас в стране отсутствуют объективные причины для серьезных акции протеста. Наоборот, открываются новые каналы для диалога с властями. В интервью NUR.KZ эксперт рассказал, какова сейчас примерная ситуация в стране.
— Ерлан, сейчас руководство страны предпринимает серьезные шаги для того, чтобы сгладить все острые углы. Как по-вашему, получается это или нет?
— Естественно, все предпринятые шаги — это чрезвычайные меры. Но сейчас можно говорить о том, что между обществом и властью начинает появляться обратная связь. Пока слабая, но обнадеживающая и постепенно она усиливается. Я считаю, такой диалог нужно было начать намного раньше. Но даже сейчас еще не поздно изменить ситуацию к лучшему.
Но на успешное продолжение этого диалога в рамках комиссии по земельному кодексу, в первую очередь можно рассчитывать, положившись на социальную прозорливость различных слоев населения. Ведь к вопросу о земле сейчас примешиваются и более радикальные темы.
Мы с вами видим, что творится за пределами нашей страны. Поэтому нам нужен в первую очередь гражданский мир. Если мы рассмотрим состав комиссии, то увидим в нем и представителей гражданского общества, и сотрудников государственного аппарата.
Что интересно, на волне протестов, общество забыло поинтересоваться мнением самих аграриев.
Закономерным является участие в комиссии и представителей аграрного сектора. Сейчас важно работать в правовом поле с пользой для всех. У меня есть конкретное предложение к общественной комиссии по земельной реформе.
Каждый казахстанец должен иметь возможность получать землю по уведомительному принципу. По методике одного окна направить в ЦОН краткий план по овощеводству и получить в аренду свой гектар.
Если гражданин в течение года не обрабатывает землю – государство автоматически изымает участок, и передает другому.
Вот это конкретный механизм, благодаря которому люди почувствуют, что земля принадлежит им! Мы наконец-то будем учиться культуре обращения с матушкой-землей, будет создан фундамент малого и среднего бизнеса, а государство получит дополнительные источники налоговых поступлений.
— А «земельный вопрос» стоит все так же остро?
— Сейчас по этому вопросу наблюдается разделение мнений. Для землепользователей земля является объектом и субъектом рыночных отношений. А для отдельных представителей гражданского общества земля – это сакральное понятие! Для них земля – в первую очередь родина.
Поэтому судьба самой комиссии зависит от того, как будет решена эта дилемма, или, если хотите, антагонизм.
Создание комиссии – шаг, на мой взгляд, позитивный. Власть даем народу понять таким образом то, что голос его услышан. Сейчас я вижу несколько вариантов развития событий.
Первый – комиссия, наконец, разрешит все проблемы. И второй, негативный сценарий.
На днях некоторые гражданские активисты объявили, что они уходят из состава комиссии. Это очень плохо. Ведь в этом случае диалога не получится.
Сейчас, основываясь на фактах, мы можем говорить о том, что действительно, некие внешние силы хотят внести разлад в наше общество. Это делается и через влияние на взаимопонимание между этносами, живущими в Казахстане, и через влияние на геополитику страны. Но острота земельного вопроса уже не та, на мой взгляд.
— Хоть острота уже не та, но мы же не можем отрицать, что в разразившемся скандале и власть виновата?
— Согласен. В создании самой этой обстановки есть большая вина и самих властей. К примеру, за последние 5-6 лет власть не предпринимала серьезных попыток политического реформирования.
Очень много говорилось о том, что Казахстан должен стать парламентской республикой, но так этого и не произошло. Мало того, последние два созыва мажилиса были практически несменяемыми.
Реальные «лидеры общественного мнения» находились за бортом политического процесса. Вот этот общественный потенциал, пассионарная масса «вышла наружу». Не учитывались интересы региональных элит. Ведь, хотя Казахстан страна унитарная, она состоит из регионов.
Эти факторы и переполнили чашу терпения народа. Правда, сейчас народное недовольство можно воспринимать и как готовность общества к диалогу с властью. Но чтобы диалог был устойчивым, комиссия по рассмотрению нового земельного кодекса должна отработать на совесть.
Следующим шагом властей должны будут стать эволюционные политические реформы в стране.
Инициатором политических реформ должна выступить сама власть. Сегодня как мы видим, она потеряла инициативу. «Уличная демократия», власть толпы не приводит к созиданию. Поэтому власть реально должна проводить политические реформы в центре и на местах.
— Вы тоже считаете, что причиной всему стал новый земельный кодекс, или есть еще какие-то мотивы?
— Как вы знаете, земельные реформы в Казахстане идут с 2003 года. То, что сейчас случилось – это реакция коллективного бессознательного. Люди объединились под лозунгом «не отдадим ни пяди земли». Но истинные причины недовольства в другом.
Власть перестала отвечать запросам общества о равноправном диалоге. К этому прибавилось традиционная синофобия – боязнь Китая, которая идет испокон веков. У казахского народа есть историческая память, и в отношении Китая она носит негативный характер.
И когда стало известно, что китайцы хотят взять в аренду много нашей земли, народ возмутился.
Возможно «приложили руку» и доброжелатели. Но это не Обама со своими 150-долларами — это точно. Некоторые СМИ сознательно нагнетают обстановку, что тоже негативно влияет на информационный фон этой ситуации.
Я вам так скажу, — из всех государств, которые работают в Казахстане, Китай находится на одном из самых последних мест. Сейчас предприятия, в которых принимают участие китайские бизнесмены, арендуют всего 200 гектаров. Это очень мало. Чтобы убедиться, достаточно посмотреть статистику.
К тому же сейчас комиссия по земельному кодексу рассматривает дифференциальный подход к арендаторам земли.
Главное, чтобы отсечь возможность экономической экспансии как отдельных государств, так и крупных иностранных корпорации. Думаю, скоро этот вопрос разрешится, и тогда почвы для народного недовольства не останется.
Но нужно переходит к системе консультационной демократии. Это важно, чтобы не было других прецедентов…
— Так как по-вашему, — выйдут люди на митинги 21 числа?
— Я думаю, 21 числа никаких протестных акций не будет. Конечно, особенно активные представители гражданского общества могут выйти на улицы с плакатами и лозунгами, но сейчас их уже будет не так много. Никаких мер к ним принимать, на мой взгляд, не нужно.
Самым правильным шагом со стороны властей будет проявленный интерес к их проблемам. Я не сторонник митингов, считаю политический процесс должен развиваться эволюционно. Путем политических консультаций и дискуссий. Без радикализма. Это моя принципиальная позиция!
Но если часть общества решила таким образом выразить свое мнение, это их конституционное право. Нельзя препятствовать.
Как мы сообщали, власти Алматы отказали в проведении публичных акций 21 мая по земельному вопросу.
Напомним, что ранее президентом страны был наложен мораторий на четыре поправки, внесенные в Земельный кодекс РК.
Кроме того, по поручению главы государства создана Комиссия по земельной реформе для обсуждения и разъяснения норм Земельного кодекса РК и выработки предложений.
Текст: Артем Миусов.