Техпаспорт на подержанную иномарку может стоить казахстанцам миллион тенге
Техпаспорт на подержанную иномарку может стоить казахстанцам миллион тенге
Так, в правительстве придумана еще одна крупная пошлина для ввезенных из-за рубежа автомобилей, которую собираются взимать не при прохождении границы, а во время первичной регистрации авто. По замыслу авторов идеи, именно при постановке транспортного средства на учет и должен быть просчитан так называемый утилизационный сбор.
Предполагается, во-первых, в разы увеличить стоимость первичной регистрации транспортных средств, не оснащенных электродвигателями (то есть с двигателями внутреннего сгорания или гибридами). Сейчас эта процедура стоит чуть менее 500 тенге, но если поправки будут приняты, то за техпаспорт на авто в возрасте от года до трех лет придется выложить 50 МРП — порядка 100 тысяч тенге. Для машин старше трех лет та же самая процедура обойдется в 500 МРП, то есть почти в миллион тенге.
Во-вторых, «под раздачу» попадают даже безвредные для экологии автомобили с электродвигателями. Чтобы поставить на учет, например, «Теслу» с электродвигателем, уже отскакавшую три года, ее владельцу придется раскошелиться на 25 МРП (50 тысяч тенге). Если же электромобиль произведен более трех лет назад, то это обойдется в 500 тысяч тенге.
В-третьих, в еще более невыгодные условия ставятся покупатели микроавтобусов, автобусов, грузовиков и тягачей. Для этих машин в возрасте от года до трех лет оформление обойдется в 240 МРП — около 500 тысяч тенге, от трех до пяти лет — в 350 МРП (почти 700 тысяч тенге). Между тем первичная регистрация автобуса или грузовика возрастом более пяти лет обойдется в 2 500 МРП или в пять миллионов тенге.
В качестве ответа на вопрос о том, для чего нужно взваливать на казахстанцев новые расходы, было объявлено, что стране необходимо омолаживать автопарк. Известно, что из четырех миллионов легковых автомобилей, зарегистрированных в Казахстане, почти 60 процентов произведено 20 и более лет назад. По расчетам чиновников, уже к 2020 году доля автохлама на дорогах возрастет до 72 процентов.
В кулуарах заседания говорилось и о другой угрозе — автомобилях, скопившихся в соседней Киргизии. В эту страну машины можно ввозить вообще без пошлин. После вступления Бишкека в ЕАЭС этим машинам был зажжен зеленый свет на евразийской территории, лишь бы они соответствовали принятому в ЕАЭС техническому регламенту.
«У нас возникло много вопросов по расчетам, — высказался мажилисмен Николай Кузьмин. — Как нам объяснили разработчики, после вступления в ВТО уйдут пошлины, которые значительно больше сумм, заложенных в утилизационный сбор. Но представители Нацпалаты предпринимателей показали другие цифры: у них выходит, что, наоборот, машины станут дороже, чем при уплате нынешних пошлин. (…) Опять же возникло непонимание: касаются ли нововведения сельскохозяйственной техники. Купить новый комбайн или трактор очень дорого, поэтому фермеры приобретают подержанную технику — так им теперь еще по пять миллионов платить за оформление, что ли? Нас, конечно, заверили, что речь идет только об автомобилях, автобусах и грузовиках. Но все равно непонятно, думали ли разработчики о наших гражданах. Завтра человек приедет машину на учет ставить, а ему надо не 500 тенге заплатить за техпаспорт, а целый миллион. Так быть не должно! Поэтому нам нужно больше времени на изучение и обсуждение новшеств. Теперь законопроект, призванный существенно облегчить кошельки казахстанских автовладельцев, продолжат обсуждать в парламенте».
Предложенные нововведения прокомментировал главный редактор журнала «За рулем Казахстан» Алексей Алексеев: «С одной стороны, хорошо, что автохлам не будет завозиться в нашу страну. Но с другой — пятилетнюю машину нельзя считать хламом. Мы пока не настолько богаты, чтобы отказываться даже от десятилеток. К тому же машина машине рознь: пятилетка из Японии — это один продукт, пятилетка-китаянка или россиянка — совсем другой. Не говоря уже о немцах. Да что там! Пяти-семилетние «Тойоты», БМВ, «Мерседесы» всегда будут предпочтительнее «Лады» и им подобных на вторичном рынке и сохранят высокую цену. Парадокс: «Тойота ленд-крузер прадо» 2003-2006 годов стоит под 30 тысяч долларов — машина стареет, пробег растет, а цена и спрос не падает. На мой взгляд, отечественный автопром должен — просто обязан — выживать не за счет преференций, а за счет качества, уровня сервиса и низких конкурентоспособных цен. А наш «отверточный» автопром все время чего-то выпрашивает у правительства».