Новости на Newstaraz.

Воинская доблесть ханов

newstaraz.kz

Исторические хроники донесли до нас увлекательные рассказы о событиях, связанных с Казахским ханством, и его легендарных правителях, среди которых были блистательные полководцы и храбрые воины, защищавшие от неприятелей родную землю.

История сохранила и другие примеры. Лишь одна строчка из старинной рукописи демонстрирует отношение народа к жестокому правителю – хану Тахиру: «Около четырехсот тысяч вдруг отвернулись от него и рассеялись…» Летописец объясняет такое чрезвычайное событие такой же чрезвычайной жестокостью Тахира (1486–1533), из-за чего он не имел авторитета в отличие от предыдущего хана Касыма.

О духовном и культурном наследии предков, победах и поражениях рассказывается в монографии «Казахское ханство» директора Республиканского центра по изучению историчес­ких материалов при Институте востоковедения им. Р. Б. Сулейменова, член-корреспондента НАН РК, доктора исторических наук, профессора Меруерт Абусеитовой. Издание состоялось в рамках государственной научной программы «История и культура Великой степи».

Асан кайгы и пантеоны предков

– В 1457 году хан Абулхаир (потомок среднего сына Джучи, правителя Золотой Орды) потерпел поражение в войне с ойратами. Воспользовавшись ситуацией, подчиненные ему султаны Керей и Жанибек (потомки старшего сына Джучи) откочевали от Абулхаира в Могулистан и увели с собой многих джучидов из зависимых от них родоплеменных групп, – начала рассказ Меруерт Хуатовна. – Откочевка стала протестом против политики Абулхаира, его непомерных налогов и войн. Свою первую ставку будущие предводители Казахского ханства основали на землях Могулистана, куда входил Жетысу – так звучит на казахском языке Алматинский регион по числу протекающих здесь семи рек.

Профессор Абусеитова напомнила, что об откочевке султанов писал летописец XVI века Мухаммад Хайдар Дулати в рукописи «Тарих-и-Рашиди». Именно он указал дату образования Казахского ханства – 1465–1466 годы. Затем его данные заимствовали авторы других сочинений: Хондемир в «Хабиб ас-сийар», Амин Ахмад Рази в «Хафт иклим», Махмуд ибн Вали в «Бахр ал-асрар».

Меруерт Абусеитова подчерк­нула, что образование Казахского ханства нельзя связывать лишь с откочевкой султанов Керея и Жанибека. Поскольку рождение государства казахов было подготовлено предшествовавшей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. А отделение Керея и Жанибека от Абулхаира стало завершающим этапом в становлении нашей государственности.

В связи с этим профессор Абусеитова считает важным сообщение Утемиша хаджи в «Чингиз-наме» о начале ослабления могущества Золотой Орды. А именно – об откочевке племен ее левого крыла на Сырдарью под предводительством беков Джир-Кутлу и Тенгиз-Буги, впоследствии узурпировавших власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке (это территория казахов). Пос­ле них на Сырдарье воцарился Тука-Тимурид Кара-Ногай, затем его брат Туглы-Тимур. Пос­ле них власть взял в свои руки Урус – основатель династии казахских ханов.

– Важно, что сведения Утемиша хаджи в «Чингиз-наме» подтверждаются событиями, описываемыми в таких произведениях устной степной историологии, как «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Кадырали Джалаири и других, – добавила Меруерт Хуатовна. – Упрочению Казахского ханства на землях Жетысу способствовала смерть хана Могулистана Есен-Буги в 1462 году, после чего началась междоусобная борьба за власть. Потомкам Есен-Буги стало не до казахов, которые тем временем укрепляли свою государственность.

Огромную роль в консолидации и образовании Казахского ханства сыграл философ, поэт и мыслитель Асан Кайгы. Он являлся визирем Жанибека, и объездил многие районы нынешнего Казахстана, бывал на берегах Каспийского моря и в Жетысу, чтобы найти удобное место для ставки предводителей молодого государства. Визирь мечтал, чтобы это были земли с пантеонами древних предков. В казахских преданиях рассказывается, как Асан Кайгы склонил Жанибека и Керея к решению поселиться в долине реки Чу и в горах Джунгарского Алатау, Тарбагатая, Алтая. Эти земли действительно стали благословением для упрочения Казахского ханства.

Хайдар Дулати в «Тарих-и-Рашиди» так писал о том времени: « …Как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство… Большая часть его подданных откочевала к Керей-хану и Джанибек-хану… Начало правления казахских султанов – с 870 года хиджры (1465–1466 годы. – Авт.), но Аллах лучше знает!»

О полководце султане Касыме

Из источников, повествующих о событиях в Дешт-и-Кыпчаке, известно, что после Керея власть перешла к его сыну султану Бурундуку. В рукописях упоминаются имена и других казахских султанов. Среди них особо выделяются Касым (сын Жанибека), а также Джаныш, его брат Таныш и Ахмад (сын Джаныша). Все они возглавляли казахские роды и владели их юртами с позволения старшего хана, которому все они подчинялись.

Бурундук, бывший старшим ханом, тем не менее уступал в военной силе и Касыму, и Джанышу. Например, в рукописи «Михман-наме-йи Бухара» сообщается о численности подчиненных улуса султана Джаныша: « …Его люди собрались в одном месте. Число их превышало 30 тысяч человек, из которых у каждого было много слуг и подчиненных, так что число их всех доходило до 100 тысяч».

О султане Касыме в «Тарих-и-Рашиди» говорится, что его авторитет и власть были настолько велики, что никто и не вспоминал о старшем хане Бурундуке. А подчиненных у Касыма насчитывалось почти миллион человек. Все султаны и другие представители казахской знати поддерживали именно Касыма. О нем говорили, что он благословен самим Небом, поэтому ему сопутствует удача, и из военных походов он всегда привозит богатую добычу.

С каждой победой влияние Касыма увеличивалось настолько, что еще будучи султаном, он фактически был признан ханом всех казахов. Тогда как старший хан Бурундук совершенно растерял авторитет. Хайдар Дулати в «Тарих-и-Рашиди» об этом факте сообщал так: «В это время, в ­915-й год хиджры (1509–1510 годы. – Авт.), хотя Бурундук и являлся ханом, однако правление ханства и полнота власти находились в руках Касым-хана».

В итоге от Бурундука подданные откочевали и оставили одного. Его судьбу позже повторил хан Тахир, о котором мы упомянули выше. Летописец, возможно, сам был удивлен и устрашен таким проявлением народного гнева, вызванного жестокостью правителя.

Бурундук бежал от позора в Самарканд, к Шейбанидам, в свое время он удачно выдал замуж одну из дочерей в эту правящую семью. Касым стал вместо него достойным правителем казахов во всем Дешт-и-Кыпчаке.

Лицезрение всей этой благодати

Государство кочевых узбеков тем временем тоже укреплялось, росла мощь их правителей Шейбанидов. Источники донесли сведения о четырех походах хана Мухаммада Шейбани на земли казахов. Начиная с 80-х годов XV века степи Дешт-и-Кипчака (особенно богатые пастбищами присырдарьинские районы) много раз становились объектом борьбы между Шейбанидами и казахскими султанами.

Казахи-скотоводы желали обменивать излишки животноводческой продукции на урожай земледельцев и предметы городского ремесленничества. Но их намерение торговать с городскими жителями наталкивалось на сопротивление Шейбанидов.

Средневековый персидский историограф и путешественник Рузбихан сообщал, что Шейбаниды даже издали указ, «чтобы население Туркестана никаких торговых сделок с казахскими купцами не совершало, и чтобы между ними и жителями этих земель не было взаимных посещений и поездок купцов… У его ханского величества возникло намерение не допускать казахов ступать в его владения, где они воочию увидели бы и рассмотрели красу, благоденствие, орудия завоевания мира и преимущества узбеков. Не дай Бог, если лицезрение всей этой благодати толкнет казахов на путь войны и распрей».

В 1509 году хан кочевых узбеков Мухаммад Шейбани в очередной раз пошел войной и разрушил зимовки казахов. Однако этот поход закончился для него поражением, так как казахские султаны не остались в долгу. Как предполагает профессор Меруерт Абусеитова, скорее всего, это событие и стало причиной ослабления власти Мухаммада Шейбани и в конечном итоге его гибели под Мервом.

Но до своей гибели Мухаммад Шейбани успел еще раз сразиться с ханом Касымом в предгорь­ях Улытау в 1510 году и снова потерпел поражение. А Касым вновь показал себя мужественным защитником казахского народа.

Ренессанс Казахского ханства?

Среди дипломатической переписки казахских правителей с соседними государствами отечественные ученые обнаружили письма шаха Исмаила Сефеви к хану Касыму. Это был период активных взаимоотношений Касыма с такими правящими династиями, как Сефевиды, Могулы, Шейбаниды.

Так, в 1512 году хан Касым встретился с могульским ханом Султан-Саидом, который, преследуя свои цели, хотел склонить казахов к продолжению борьбы с Шейбанидами. Как известно, Султан-Саид не добился своего. Профессор Абусеитова подчерк­нула, что отказ Касыма от союза с Султан-Саидом свидетельствует о силе и независимости Казахского ханства и его самостоятельной политике.

После смерти Касыма между казахскими султанами разгорелась борьба за власть. В итоге ханский трон занял один из его сыновей – султан Мамаш, который вскоре в одном из сражений умер от удушья. После него, как сообщалось в «Тарих-и-Рашиди», на ханский престол взошел Тахир.

В первые годы правления хан Тахир потерпел ряд поражений на западе от ногаев и потерял кочевья по реке Яик. В борьбе против Шейбанидов и ногаев хан Тахир стал искать покровительства в Могулии. Прием превзошел все его ожидания: он смог сосватать свою сестру за Абд ар-Рашида, который в 1533 году стал ханом Могулии после смерти своего отца хана Султан-Саида.

Тем временем территория Жетысу после отступления могулов оказалась в руках казахов и кыргызов. Тогда большая часть кыргызов присоединилась к Тахиру (это произошло около 1526 года). Однако союз двух народов продлился недолго, поскольку казахи покинули своего хана из-за его чрезвычайной жестокости. Согласно рукописи «Тарих-и-Рашиди» Хайдара Дулати, Тахир остался среди кыргызов и умер, «находясь в самом бедственном положении». Как предполагают ученые, он покинул этот мир между 1529 и 1533 годами. Власть в Казахском ханстве перешла к его брату Буйдашу.

Сестра хана Тахира была замужем за ханом Могулии Абд ар-Рашидом, несмотря на это, он предпринял военный поход, в результате которого казахи во главе с ханом Буйдашем потерпели сокрушительное поражение. Вскоре после этого события, как записано в «Сборнике летописей» Кадырали Джалаири, хан Буйдаш погиб в междоусобной борьбе. Вместе с ним погибли все его родственники-султаны.

По данным Хайдара Дулати, «после 940 года хиджры (1533–1534 годы. – Авт.) его, то есть хана Буйдаша, также не стало, и казахи совершенно исчезли». Ошибочность утверждения об «уничтожении» казахов ханом Могулии опровергают новые убедительные доказательства, обнаруженные отечественными учеными. Так, согласно сведениям автора «Джами ат-таварих» Кадырали Джалаири, кроме Буйдаша «в стране той были и другие мелкие ханы, имена которых с точностью неизвестны. В то же время, в 940–944 годах хиджры (1535–1538 годы. – Авт.), среди казахских султанов, носивших титул хана, в источниках упоминаются ханы Тугум, Ахмат, Хакк-Назар, Науруз-Ахмад».

Недостоверная информация породила разговоры о возрождении или ренессансе Казахского ханства со второй половины XVI века.

– Мнение о возрождении, на наш взгляд, является ошибочным, – уточняет Меруерт Хуатовна. – Говоря о «совершенном исчезновении казахов», Хайдар Дулати, видимо, имел в виду только владения хана Тахира и его брата Буйдаша.

Крупный советский востоковед Василий Бартольд также уточнял, что и после гибели казахского хана Буйдаша хан могулов Абд ар-Рашид еще несколько раз воевал с казахами. Более того, Бартольду же принадлежит утверждение, что «ни казахи, ни кыргызы не были на долгое время ослаблены этим поражением». А это значит, что полнокровная жизнь Казахского ханства, во главе которого в 50-х годах XVI века встал сын хана Касыма – Хакк-Назар, а после него другие ханы, продолжалась в виде активных дипломатичес­ких отношений, финансового, духовного и культурного процветания. Но это тема уже другого разговора.

АВТОР:Раушан Шулембаева

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »