Новости на Newstaraz.

Эксперт: Спрос на автомобили у россиян «высосет» казахстанский рынок

Граждане России прибегают к схеме перекупки машин из Казахстана

newstaraz.kz

ФОТО: pixabay.com

С весны 2022 года в ряде российских СМИ стала появляться информация о том, как россиянам купить автомобиль в Казахстане, в каких банках принимают карты «Мир», где обналичить рубли, на чем сэкономить при покупке авто и т.д. – словом, целые пошаговые инструкции.

Появление таких «шпаргалок» связано с тем, что после ухода из России по причине санкций ряда автомобильных брендов и приостановки деятельности автопредприятий из-за сокращения поставок компонентов в стране возник дефицит автомобилей. По данным российских ведомств, за январь — июль 2022 года в РФ произвели всего 321 тыс. машин — это в три раза меньше аналогичного периода прошлого года. Такой дефицит стал причиной возрождения практики серого импорта. Упали даже продажи подержанных авто: за первое полугодие 2022 года россияне купили 2,17 млн легковых авто с пробегом — это на 22% меньше, чем в 2021 году. Подержанные машины снова начали везти из Японии, Европы и других стран, но желающие стать владельцами новенького авто стали смотреть в сторону Казахстана. Единый таможенный союз, невысокие пошлины, выгодный для россиян курс рубля к тенге, широкий выбор машин – все это подогревает интерес соседей к казахстанскому авторынку.

Forbes.kz обратился к нескольким отечественным автосборщикам и дилерским центрам с вопросом о том, насколько увеличился спрос на новые авто со стороны россиян, но точных цифр, как и официальных комментариев редакция не получила. Однако, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, по продажам новых авто июнь стал самым успешным за 2022 год, превысив 11 тысяч единиц. Для сравнения: в мае их было на три тысячи меньше.

В целом, по прогнозам АКАБ, в 2022 году рост продаж на рынке Казахстана составит 10-15%. «Спрос на автомобили казахстанского производства в целом по рынку действительно есть, но какой процент в этом спросе приходится на россиян или представителей других стран, достоверно сказать невозможно», — сообщили в пресс-службе АКАБ.

В своем официальном ответе пресс-служба АКАБ не объяснила, почему нельзя определить спрос со стороны россиян. Но, по мнению председателя Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуарда Эдокова, это связано с распространением схем так называемого перекупа. Россияне «заказывают» новые авто гражданину РК, который беспрепятственно покупает машину из салона и за какое-то вознаграждение передает ее российскому заказчику.

— В Казахстане в прошлом году было продано всего 160 тыс. новых авто. И если в этом году к нашему спросу потенциально присоединится и российский (в 2021 году в России продали более 1,5 млн новых машин — F), то он с легкостью «высосет» наш рынок. В первые несколько месяцев, когда только началась война, мы не почувствовали особых изменений в спросе. Но теперь россияне приходят в себя, адаптируются к новой жизни, и те, кто хотел купить авто, уже подыскивают новые варианты и рынки, — полагает Эдуард Эдоков.

Причем повышенным спросом пользуются далеко не только бюджетные автомобили, так как некоторые предприимчивые россияне видят в этом не столько возможность приобретения авто, сколько источник заработка.

— Возьмем Land Cruiser Prado 2022 года в люксовой комплектации, который в Казахстане россиянин может купить за 4-5 млн рублей, а в России продать уже за 7-8 млн рублей. Даже если он его здесь, в РК, купит за 5 млн, заплатит за услугу, за перевозку и т.д., и джип обойдется пусть даже в 6 млн рублей, это все равно выгодно, так как чистая прибыль будет в районе 2 млн рублей. Чем не бизнес? – объясняет Эдоков.

Причина того, что россияне прибегают к схеме перекупа, проста: по словам Эдокова, далеко не все дилерские центры согласны работать напрямую с россиянами из-за опасения вторичных санкций. Кроме этого, по словам пресс-службы АКАБ, в условиях мирового дефицита автомобилей официальные автодилеры Казахстана в приоритетном порядке работают на насыщение внутреннего рынка и удовлетворение потребностей казахстанцев. Но при этом, по словам Эдокова, каких-либо законных оснований для отказа в продаже авто гражданину России у салонов нет.

— Автосалоны не имеют юридического права не продать машину россиянину, но они могут потребовать какие-то дополнительные документы, справки, обозначить более длительные сроки поставки и т.д., то есть усложнить процесс купли-продажи. Россиянам это невыгодно, им проще найти здесь, в Казахстане, доверенное лицо, предложить ему какое-то вознаграждение и через него уже оформить сделку, — объясняет Эдуард Эдоков.

Что же касается опасений насчет санкций – они весьма небезосновательны. В июле 2022 года в России разрешили серый импорт без одобрения типа транспортного средства для юридических лиц. И учитывая, что Казахстан уже попал в американский список стран, через которые в Россию могут поставлять подсанкционные товары, Запад будет более жестко отслеживать параллельные схемы.

По словам экспертов, если компании, объявившие санкции, заметят посредничество Казахстана в продаже санкционных автомобилей российскому рынку, то меньшее, что они могут сделать, – запретить продажи машин или комплектующих автопроизводителям или дилерам РК. Отследить это будет нетрудно. Например, если дилер или завод-производитель вдруг станет заказывать ощутимо больше новых авто или компонентов для сборки, чего он ранее не делал, к нему могут возникнуть вопросы.

И хотя самим салонам и заводам поток российских клиентов более чем выгоден, учитывая их объемы продаж, работать с такими покупателями достаточно небезопасно. К тому же сейчас Казахстану самому нужно решить вопрос дефицита. Как отмечают в Ассоциации автобизнеса, казахстанские производители уже ведут работу по изменению логистических цепочек для сокращения сроков поставок и производят замену поставщиков компонентов. Однако, по словам Эдокова, сделать это в сжатые сроки проблематично.

— Не стоит забывать, что сейчас отмечается дефицит автомобилей по всему миру, и Казахстан не исключение. Причин тому масса. Это и удорожание металла, комплектующих, проблемы с логистикой, афтершоки пандемии и т.д. Наши автопроизводители пытаются побороть дефицит, увеличивая поставки машинокомплектов. Но нужно понимать, что поставщиков комплектующих сотни – один поставляет электронику, другой части кузова, третий салон, четвертый моторы и т.д., вплоть до самых маленьких деталей. Поэтому для того, чтобы одномоментно увеличить объемы производства, автоконцерны должны договориться сразу со всеми поставщиками об увеличении поставок. У тех тоже объемы расписаны и утверждены, да и мощности ограничены. Это очень сложный процесс, требующий множества согласований с субпоставщиками, поэтому моментально увеличить объемы производства просто невозможно, — заключил Эдуард Эдоков.

Винтоверт DeWalt PowerStack DCF850E1T-QW АКБ и ЗУ в комплекте

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »